TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Летопись человеческого сердца PDF Печать E-mail
Добавил(а) Анушкевич И.Г.   
05.04.08 22:18

В 10-х классах нашей школы мы часто проводим занятия в форме презентации проекта, основывая их на самостоятельной работе учащихся. Урок в таких случаях является звеном в логической цепи уроков по теории литературы, раскрывающих особенности поэтических жанров. Мы ставим пред собой следующие задачи:

  • опираясь на образцы стихотворных писем, возродить интерес к эпистолярному жанру;
  • проследить историю эпистолярного жанра в литературе, отметить особенности поэтики, дать краткую справку на эту тему;
  • определить, каковы законы жанра письма. Собрать материалы об адресатах лирики С.А.Есенина, выполнить лингвистический, текстуальный анализ лирических писем С.А.Есенина; выявить особенности стихов С.А.Есенина, написанных в этом жанре;
  • развивать речь, обогащать ее лексикой, свойственной поэтическому жанру, эмоционально окрашенными фигурами речи, обратить внимание учащихся на стилистические приемы;
  • побудить учащихся к творчеству, к желанию поделиться сокровенным в письме. За две недели до урока на учебном занятии мы обычно проводим погружение в проект, на котором

при рассматривании проблемной ситуации мы выделяем основные вопросы:

  • в чем особенность стихотворных писем?
  • почему эпистолярный жанр, возникший в древности, не угас, не потерялся, а, наоборот, был возрожден Маяковским и Есениным в начале двадцатого века?
  • какие перспективы у жанра письма сегодня, в эпоху Интернета, sms сообщений, on-line переписки?

Положительную мотивацию включения в работу нам создает ситуация выбора группы с учетом читательских интересов, например: «историки», «литературоведы», «есениноведы», «биографы», «читатели-исследователи», «философы». Это позволяет дать глубокое освещение темы урока.

Учащиеся чаще всего выбирают следующие формы презентации: историческая справка, таблицы-схемы, компьютерная презентация, сообщение-доклад.

Продуктом совместной проектной деятельности групп служит альманах «Летопись человеческого сердца», на страницах которого нашли отражение выводы и размышления всех участников проекта, а также творческие работы-стихотворные письма.{mosregread}

Обеспечение урока состоит из следующего:

Дополнительно привлекаемые специалисты: учителя истории и информатики.

Информационные ресурсы в виде справочников, энциклопедий, словарей, ресурсов Интернет.

Технологические ресурсы – компьютер, аудиотехника.

Тема урока: «Эпистолярный жанр в поэзии»

(epistole в переводе с греческого – письмо)

План урока: 1) эмоциональный старт; 2) презентация групп; 3) выводы по уроку; 4) самоанализ деятельности; 5) поощрение участников

Содержание на доске: тема урока, эпиграф: «Письмо в равной степени важно пишущему и читающему, а достаточно часто оно существеннее для автора, так как письмо не только коммуникативная акция, но, прежде всего, акт самопознания» (А.С.Пушкин)

Писали ли вы когда-нибудь письма? Кому? При каких обстоятельствах? Что побуждало вас к написанию писем? Ваши ощущения при написании и при получении письменных обращений?

Послушайте мнения и впечатления о письмах русских поэтов. Что объединяет эти строки?

Звучат в исполнении учащихся стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо», Ф.И.Тютчева «Старые письма», Н.А.Некрасова «О письма женщины, нам милой!»

«Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…» (А.С.Пушкин), «Не смоет этих строк и жгучая слеза» (Ф.И.Тютчев), «Но и теперь они мне милы – Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей!» (Н.А.Некрасов) Почему полученные письма милы и отрадны сердцу лирических героев?

Письмо – экскурс в прошлое, который дает полноту не года, не дня, а минуты. Именно это и привлекает в нем – письмо способно стенографировать мельчайшие душевные движения, именно они дороги – чувства и эмоции человека на определенном этапе жизненного пути. Не является ли тогда письмо первоистоком словесного искусства, ведь литература, по Горькому, «человековеденье», а письмо, как сказал Пушкин, «не только коммуникативная акция, но, прежде всего, акт самопознания»?

Слово – «историкам»

Группа «историков» подготовила справку об эпистолярном жанре в русской литературе. Они дали определение термину «эпистолярная литература» как совокупности произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу, и отметили, что история жанра в русской литературе берет начало от писем на религиозные темы неистового протопопа Аввакума, а особого распространения этот жанр достиг в 18 веке, в эпоху расцвета сентиментализма («Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина). В русской поэзии первыми стихотворными письмами были переводы Кантемиром Горация. В дальнейшем многие русские поэты: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, М.В.Ломоносов– внесли свой вклад в развитие эпистолярного жанра. Они воспринимали письмо как искреннюю исповедь, в которой передавались тончайшие колебания души. Письма нетленны, они сохраняют жар души поэта.

Обобщение

Итак, история письма неразрывно связана с развитием литературы.

Эпистолярный жанр был особенно популярен у писателей-сентименталистов, потому что создание письма – это обстановка «временного уединения» для погружения в «пристальное созерцание собственной души», а предмет литературы сентиментализма составляла душа, внутренний мир частного человека – «наслаждающее размышление самого себя». «Литературоведы» напомнят нам особенности поэтики эпистолярного жанра. Проанализировав темы произведений эпистолярной литературы, их идейное содержание, построение, охарактеризовав героев, понаблюдав за языком, “литературоведы” представили выводы в таблицах (Приложение №1 Альманаха). Под словосочетанием «задача жанра» следует понимать цель, которую ставит перед собой автор. Любое литературное произведение создает картину жизни, рассказывает о мире, природе, о людях, об их поступках, мыслях и чувствах, поэтому в графе «картина жизни» указаны темы произведений. Символические рисунки в центре таблицы, изображающие свечу и перо, помогли ученикам заострить внимание на том, что письмо чаще всего пишется от руки трепетным и душевным человеком, а значит, произведение эпистолярного жанра несет читателям неугасимый волшебный свет, пробуждающий добрые чувства.

Особое распространение в литературе получил жанр стихотворного письма. В чем причины популярности лирических обращений? Каковы каноны эпистолярного жанра в поэзии?

Внимательное чтение стихотворных писем, наблюдение над словом, сопоставление стихотворений позволило «литературоведам» распределить произведения на виды: послание, посвящение, признание в любви.

В Альманахах № 2, 3, 4 описано, что главными особенностями эпистолярного жанра в поэзии являются эмоциональность, свободная композиция и «слово ласковое, человечье…» (В.Маяковский). Именно эти качества и делают стихотворения-письма привлекательными для читателя, который настраивается на определенную тональность произведения, ожидая задушевной искренности, взволнованной страстности.

– Эпистолярный жанр в русской литературе вновь стал популярен в начале 20 века, в бурную, разнообразную, ищущую эпоху – время, когда поэты и писатели пытались понять окружающее через познание отдельной личности, заглянуть в глубины, «бездны» духовной жизни человека. Жанр стихотворного письма возродили С.А.Есенин и В.В.Маяковский. Почему именно они? Тайну откроют «есениноведы».

«Читатели-исследователи» постарались доказать, что именно в творчестве В.В.Маяковского и С.А.Есенина всегда была очень сильна лирическая струя. Такие разные, на первый взгляд, и Маяковский, и Есенин выплескивали свои чувства в стихах, создавая своеобразные романы, главными героями которых являлись образы Поэтов.

«Биографы» подтвердили, что автобиографичность – характерная черта творчества С.А.Есенина. Его стихи-письма обращены к особенно близким и родным ему людям: к матери («Письмо к матери», «Ответ»), к деду («Письмо к деду»), к сестре («Письмо к сестре»), к любимой («Письмо к женщине»). От бурной и темной жизни Сергей Есенин тянулся к миру любимых людей, к уюту, к теплому очагу. К этим выводам учащиеся пришли, обратившись к адресатам лирики С.А.Есенина: познакомились с фактами биографии первой жены поэта З.Н.Райх, прочитали об отношениях Есенина с матерью Т.Ф.Есениной. Этим женщинам посвящены стихотворения «Облик ласковый! Облик милый! Лишь одну не забуду тебя…», «Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет…»

Почему стихотворения Есенина, написанные в жанре стихотворных писем, так трогательны и пронзительны? Почему все они положены на музыку? – такие вопросы мы задаем «читателям-исследователям»

После лингвистического, текстуального анализа лирических писем поэта «читателями-исследователями» были выявлены некоторые особенности есенинских стихотворений.

Учащиеся сообщили, что стихотворные письма Есенина эмоциональны и драматичны. Эффект взволнованности, страстного поиска истины создают умолчания: «Я вновь к тебе пишу…», «Я знаю – Время даже камень крошит…»; риторические вопросы: «Ну как заснуть в метель?», «Какая гибель?! Ты ли это, ты ли?!»; оценочные эпитеты: «шальная жизнь», «в плачевном состоянье», «с опытной душой», «светлого труда».

Особую роль в стихотворных письмах Есенина играют обращения. Они привлекают внимания читателя, уточняют «адресата», того, к кому направлена речь. Обращения к людям у поэта различны, поскольку зависят от ситуации, адресатов и психологически-эмоционального настроения лирического героя. Так, обращения к матери всегда пронизаны теплым чувством. Эпитеты в них выражают глубокую, сыновнюю любовь, нежность, чуткость: «Милая, добрая, нежная…», «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!», «Родимая! Ну как заснуть в метель?», «Старушка милая, как ты живешь», «Милая, родная!», «Ничего, родная! Успокойся!».

Эпистолярный жанр начинает привлекать поэта в последние годы жизни, когда Есенин начинает экспериментировать с повествовательным стихом, впускает в свой поэтический мир разговорные интонации, бытовой язык. На эту особенность стихотворений 1924– 1925 гг. указывает А. Марченко в книге «Поэтический мир Есенина» (1972)

В посланиях-письмах С. Есенин часто высказывает глубоко философские мысли о жизни, любви: «Друзей так в жизни мало!» («Письмо к сестре»), «Плохую лошадь вор не уведет» («Письмо к деду»), «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» («Письмо к женщине»). А в стихотворении «Ответ» он будто предвидит свою смерть: «И снег ложится вроде пятачков, и нет за гробом ни жены, ни друга».

Поэт пишет свои «письма» и в период глубоких душевных потрясений, когда его переполняют эмоции, поэтому можно говорить о письме как о зеркале души поэта, помогающем нам понять его чувства, мысли, переживания.

– Стихи-письма Есенина не могут никого оставить равнодушными. В них – душа поэта, его боль, сомнения, любовь. А что волнует вас – читателей 21 века? Появилось ли у вас желание искреннее поделиться сокровенным, попытаться самим написать стихотворное письмо?

Лирические обращения участников проекта вошли в третий раздел Альманаха. Среди творческих работ есть обращения к поэтам, к учителям. По тональности стихотворные письма учащихся разнообразны, например: страстно-мечтательное стихотворение «Недосказанное кубинское» М. Хорошиловой, высокое и скорбное «Письмо к тяжело больной учительнице» А. Черемных, веселое, шутливое «Письмо другу» Е. Соловьевой и В. Абраменко.

Какие перспективы у жанра письма сегодня, в эпоху Интернета, sms сообщений, on-line переписки?

На этот вопрос были даны неоднозначные и противоречивые ответы. Итоги подвела группа «философов». Их рассуждение-эссе явилось вступлением к Альманаху.

Эпистолярный жанр – один из самых древних жанров литературы. В русской словесности он занимает важное место. Русские поэты и XYIII, и XIX, и XX веков обращаются к жанру стихотворного письма, потому что оно описывает мельчайшие душевные движения лирического героя, оно является важным событием в духовной жизни того, кто его писал и кто его получит. А.С.Пушкин отмечал: «Письмо в равной степени важно пишущему и читающему, а достаточно часто оно существеннее для автора, так как письмо не только коммуникативная акция, но, прежде всего, акт самопознания». Не это ли главная задача поэзии: раскрывая свой внутренний мир, свое «я», познать себя, настроить читателя на взаимопонимание, пробудить «чувства добрые»?{/mosregread}

В сегодняшнее время это очень важно: рассказать о лучшем в человеке и узнать, что в этом огромном мире есть люди – твои друзья, или хорошие знакомые, или просто по-доброму настроенные к тебе прохожие. Возможно, если человек изливал бы свои чувства в письмах, познавал себя, то не было бы ссор, конфликтов, войн?

Великий русский поэт С. Есенин в своем творчестве обращался к разным стихотворным жанрам, в последние годы отдав предпочтение стихам-письмам. Он понимал, что каждый род стихотворений имеет особенное свойство: ода – торжественность, песня – нежность, басня – простоту, сатира – колкость, элегия – печаль. В стихотворном же письме все эти качества смешиваются, оно может быть страстным и поучительным, шутливым, язвительным и грустным. На эту особенность письма указывал еще русский эстетик начала XIX века П.Е. Георгиевский. Пока развивается литература, пока поэты ищут разнообразия тем, стилевой широты, стихи-письма сохранят свою актуальность.

Письма – вне времени, вне пространства. Изменились обстоятельства жизни, появилась возможность через Интернет, sms передавать лаконичные сообщения, хранящие суть, а не чувства, но разве исчезли дети, верящие в чудеса, или романтики, пишущие письма, влюбленные, готовые на пылкие признания? «Летопись человеческого сердца» - так назвали мы наш Альманах, и эта летопись – нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее Человека.

Анушкевич И.Г.,
учитель русского языка и литературы
Центр образования
№ 641 имени Сергея Есенина

Литература:

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово. М.: Интор, 1990.
  2. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Стихотворения, поэмы. М.: Советская Россия, 1990.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь, М.: Дрофа, 2000, 464 с.
  4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Современник, 1972.
  5. Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа, М.: Педагогика-Пресс, 1998, 424 с.
  6. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Глав. Ред. М.Д. Аксенова, М.: Аванта +, 2001, 672 с..
  7. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч.2. XX век. Глав. Ред. М.Д. Аксенова, М.: Аванта +, 2001, 688 с.