TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Показатели успешности опытно-экспериментальной работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Демакова И.Д.   
29.06.08 03:22

Как можно «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка?

 В предлагаемой статье мы хотим обратить внимание коллег на способы получения информации о результатах деятельности педагогов-экспериментаторов. Покажем это на примере анализа ОЭР в интеграционном корчаковском лагере «Наш Дом», усилия которого вот уже в течение 15 лет направлены на создание в лагере гуманной атмосферы. Решение этой задачи особенно актуально в связи с тем, что в лагере под одной крышей собраны дети разных возрастных групп - от 6 до 17 лет, разных социальных групп: инвалиды и здоровые, сироты и домашние, дети разных культур, национальностей и конфессий. Главную задачу ОЭР педагогический коллектив лагеря видел в гуманизации атмосферы жизни лагеря, его воспитательного пространства.

В качестве основного метода оценивания результатов ОЭР была «гуманитарная экспертиза» (С.Л.Братченко) с ее «интраперсональными» и «интерперсональными» критериями. К первым были отнесены такие характеристики, как принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность и динамичность, проявляющиеся в поведении и детей, и педагогов. Ко вторым – принятие других, понимание других, социализированность, творческая активность.

Важными в исследовании оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию. Речь идет о методах проникновения в гуманитарную сферу, помогающих постичь внутренний мир ребенка, его своеобразие и целостность, проникнуть в глубины переживаний детей. Здесь исследователь не может выступать как бесстрастный, сторонний наблюдатель – он вступает в непосредственный диалог с детьми как живая уникальная личность. Высшего уровня понимания ребенка удавалось достичь, когда педагог стремился понять основы переживания личностью своего мира и самое себя. Сущность этого метода, разработанного в экзистенциальной феноменологии, заключалась в исследовании его частных переживаний в контексте всего его бытия - в мире, то есть в контексте детства. Наше исследование подтверждает, что важную роль в процессе понимания играет готовность исследователя идти навстречу ребенку, умение связать его поступки со способами их переживания. В основе деятельности, которая обеспечивает проникновение педагога в мир детства лежит «понимающая активность». Наше исследование показало, что именно с помощью понимания педагог способен «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка: субъективные смыслы, ценности, отношения, чувства, переживания (мы анализировали свободные высказывания детей в беседах, их творческие работы, сочинения, дневники (с согласия авторов), другие тексты, а также отдельные «конкретные ситуации» (случаи).

Особенно важными в процессе ОЭР оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию.

Результатом этой части исследования стало обоснование того, что одной из фундаменальных характеристик воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства является его способность к пониманию ребенка, мира детства, процессов его гуманизации – речь идет о рассмотрении понимания как профессиональной воспитательной деятельности. Важно иметь в виду, что понимание не есть рациональный процесс, оно означает, что педагог улавливает эмоциональное состояние ребенка, выражает готовность вступить с ним в глубинный и одновременно тонкий и деликатный контакт на уровне эмоциональных переживаний и личностных смыслов. Сказанное позволяет сделать вывод, что в профессиональной воспитательной деятельности одновременно должны быть представлены такие способности, как рациональное понимание ребенка, эмпатическое и интуитивное.

Понимание ребенка, особенностей его бытия в детстве, его фундаментальных потребностей в самореализации, социализации, принятии взрослыми, и прежде всего педагогами, позволило определить вторую характеристику воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства – ведущей деятельностью является помощь ребенку в развитии, педагогическая поддержка этого процесса.

{mosregread}Проведенная нами ОЭР показала, что педагогическая способность помогать ребенку в процессе его личностного роста, видимо, не является врожденной. Она формируется постепенно. Начало ее лежит в безусловном и безоценочном принятии педагогом ребенка, уважения к нему. Определено, что способность к уважению берет начало в глубинных ценностных установках педагога, определяющих его взгляды на то, что есть сущность человека и каковы возможности его развития. Не менее важно осознание сущности процесса развития личности ребенка, факторов, которые тормозят этот процесс и стимулируют его. Наше исследование показало, что развитие ребенка есть его качественное изменение, личностный рост, что тормозом его развития, а, следовательно, фактором дегуманизации пространства детства, являются ситуации, когда ребенок переживает чувства страха, дискомфорта, тотальной неуспешности, несправедливо пережитых чувств вины и стыда. Напротив, стимулом развития личности ребенка является атмосфера эмоциональной стабильности, в которой педагогу удается снизить тревожность детей, создать позитивные условия их развития. Речь идет о «помогающих отношениях», которые мы рассматриваем как важный фактор гуманизации жизни детей. Многие черты «помогающей» профессиональной воспитательной деятельности педагога подробно описаны в гуманистической психологии (в основном в работах К.Роджерса). Наше исследование подтверждает, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая берет начало в глубоком эмпатическом понимании. Фактором гуманизации детства является также педагогическая поддержка как профессиональная воспитательная деятельность. Смысл ее заключается в опоре педагога при взаимодействии с ребенком на позитивные стороны его личности, осторожное отношении к его неудачам, слабым сторонам его характера, в умении обеспечить ребенку условия для самостоятельного решения той или иной проблемы. Важным качеством воспитательной деятельности педагога является оптимизм, его вера в ребенка, в его способности, успехи и победы. Способом достижения понимания является искусство договора на основе открытого справедливого обсуждения проблемы в процессе диалога. Условием успешности воспитательной деятельности педагога является его искусство быть самим собой. Наше исследование показало, что в современных условиях «напряженного социума» воспитательная деятельность становится фактором гуманизации пространства детства при условии терапевтической помощи детям, которую мы также рассматриваем как профессиональную задачу.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа, осуществляемая в условиях соединения в единое сообщество детей разных социальных групп, показала, что в условиях нестабильного и неблагополучного социума воспитательная деятельность педагога принимает дополнительные функции, которые прежде были свойственны только коррекционной педагогике: адаптация, реабилитация, компенсация – то есть деятельность, которая позволяет корректировать условия развития детей разных социальных групп. Эффективно решать названные задачи помогает выстраивания воспитательной деятельности педагога в следующей логике: изучение детей, создание условий их самореализации, вовлечение их в творчество, обеспечение их принятия детскими сообществами.

При оценке результатов ОЭР, провдимой в лагере, в качестве экспертов выступали российские и иностранные педагоги (А.Л.Левин, В.Гальперин, Х.Брауверс, Т.Каппон, Л.М. Кларина, Р.А.Валеева, Т.Цырлина, Ю.И.Турчанинова, О.С.Газман, Е.Б.Штейнберг, Е.Р. Кузьмина, С.Л.Братченко и др.); студенты – участники корчаковского молодежного движения Курска, Казани, Санкт-Петербурга, родители, вожатые. Полезную информацию дали нам более 50 писем о лагере, которые мы получили от представителей обществ Я.Корчака из разных стран. Крупнейший «корчаковед» мира профессор А.Левин (Варшава) дал такую оценку лагерю: «То, что делаете вы, не делает никто. Вы идете корчаковским путем в новых условиях, творчески действуете в духе Корчака. Желаю вам и дальше разворачивать эту работу. Это дорога для других».

Тем не менее, главными экспертами, оценка которых была для нас самой ценной, мы считали детей, что и определило задачу организации систематического получения «обратной связи». Одним из результативных методов организации такой связи было анкетирование, которое обеспечивало нас информацией о ценностях и интересах детей, их эмоциональном состоянии и настроении, об их отношении к происходящему в лагере. Отвечая на вопросы анкет, ребята осмысливали многие проблемы своего бытия – таким образом, анкетирование одновременно выполняло роль инструмента рефлексии. Анкетирование проводилось в лагере систематически, ежегодно силами вожатых и психологов-консультантов разрабатывались специальные анкеты «под идею лагеря» (об интеграции, о твоей семье и т.д.), но были анкеты, которые проводились ежегодно. Речь идет в первую очередь о «парной» анкете, которую дети заполняли «на входе» и «выходе». Именно эти анкеты дали нам репрезентативный материал об оценке детьми педагогических усилий по гуманизации воспитательного пространства лагеря: число заполненных и проанализированных анкет превышает две тысячи. В качестве примера покажем результаты анализа ответов детей летом 2007 года. Сопоставление этих ответов с ответами детей в предыдущие годы позволяет утверждать, что представляемые ответы в основном типичны.

Целью проведения анкетирования было выявление мнения детей об атмосфере лагеря. Были разработаны следующие параметры, по которым можно было судить, удалось ли решить задачу гуманизации воспитательного пространства лагеря: характер отношений между участниками воспитательного процесса; уровень принятия каждого ребенка взрослым и детским сообществами; уровень активности каждого ребенка в творческой деятельности; позитивная самооценка каждого ребенка; новое осознание себя, своих способностей, своего характера и т.д.

При анализе анкеты «на входе» нас интересовала градация детских ожиданий (она была нам нужна для составления общей психологической характеристики детей) и статистика психологического состояния детей.

Анкета «на выходе» выявляла: мотивацию детей (я хочу), мечты (я надеюсь), реальные отношения, которые удалось сформировать в лагере.

Анализ ответов позволил составить характеристику детского сообщества, выявить его творческий потенциал. Специфичным является то, что вопросы анкет в сущности есть открытое предъявление педагогами и своей позиции, и своего доверия детям. В них «просвечивает» педагогическая идеология, гуманистический характер воспитательной деятельности. В ответах можно проследить структуру отношений в лагере, узнать, что о нем думают ребята. При этом позиция педагога задается открыто (педагог в гуманистической воспитательной системе всегда делает первый шаг, не ждет, пока его первым сделают дети).

При анализе ответов детей нас интересовали детские чувства, которые рассматривались как своеобразные знаки. Именно по чувствам детей мы судили о том, как живет каждый ребенок в созданном по нашей инициативе воспитательном пространстве. При анализе нас интересовало, что дети оценивали как плюс и минус своей жизни, каких людей они полюбили (не полюбили) и за что. Одновременно анкета давала возможность проанализировать события, участниками которых были дети в лагере. Важно было донести до сознания детей, что все события являются результатом большого труда педагогов и совместных усилий педагогов и детей, коллектива лагеря.

Доказательством высокого уровня гуманизации пространства детства было для нас право каждого ребенка на выбор. Каждый ребенок имел право выбирать и учился, тренировался в этом выборе. Каждый учился говорить «спасибо». С позиций гуманизации оценивалась атмосфера «Нашего дома».

На «входе» предлагалась следующая анкета: «Мы снова вместе!»

Для того чтобы сделать жизнь в «Нашем доме» более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в «Нашем доме» интересной и радостной для всех?
  • В каких делах здесь ты бы хотел поучаствовать?
  • А что тебе нравится делать (одному и с кем-нибудь)?
  • Хочешь ли чему-нибудь научиться в лагере или научить других?
  • Хочешь ли что-нибудь организовать для других?

Анализ ответов детей позволил сделать следующие выводы:

  • подавляющее большинство детей (76%) оценивают свои первые впечатления от лагеря как «самые хорошие», «радостные», «великолепные», говорят об «атмосфере любви и счастья». У 15% детей первые впечатления ограничиваются внешними параметрами: «много новых людей», «много кружков», «красивая природа», «вкусно кормят», «свободный режим». Лишь 6% ребят (все впервые в лагере) не сформулировали на день заполнения анкеты свои первые чувства («пока нет», «не очень определенные»). Негативные оценки первых ощущений отсутствуют;
  • большинство ответов (56%) на вопрос об ожиданиях от лагеря носят обобщенный характер: дети ждут «жизни интересной и насыщенной», «радости, веселья», «хорошего чего-то», «нового интересного опыта». Для 29% детей ожидания связаны с новыми знакомствами, для 11% - с потребностью в «хорошем отношении» к ним, «уважении и понимании» их со стороны взрослых и других детей, с улучшением их здоровья. У 13% ребят ожидания связаны с познанием «чего-то нового», «экскурсиями», у 18% - с «отдыхом в веселой компании»;
  • что касается идей, которые могут быть у участников лагеря по поводу изменения его жизни, то 54% детей полностью удовлетворены существующим положением вещей («идей нет, и так все хорошо»). Другие (36%) – делают акценты на уже существующих видах деятельности, предлагая уделять им больше внимания («побольше туристических путешествий», «больше игр для семей», «больше общих игр, праздников и конкурсов», «больше «свечек»). Конкретных предложений только 2: «открыть ночное кафе», «организовать кружок «Улыбка», но и они касаются сферы деятельностей, а не изменения отношений;
  • в подтверждение предыдущего вопроса, детей спрашивали, в чем они хотели бы поучаствовать. Большая часть ответов – «везде» (51%). Другие (47%) перечисляют конкретные виды деятельности: «помогать вожатым» (5%), «делать газету» (6%), «оркестр» (6%), «игры, интеллектуальные игры» (8%), «организация праздников» (6%), «спортивных мероприятий» (6%), «парламент» (3%), «кружки» (7%). Ответ «нигде» у одного ребенка;
  • хотя вопрос о том, что ребенку нравится делать (одному или с кем-то) не предполагал продолжения «в лагере», тем не менее, часть детей связала его с жизнью в лагере (39%): «создавать газету», «ходить на кружки», «петь на свечках», «везде поучаствовать», «собираться всем вместе». По другому критерию – собственно деятельность и отношения в ней возникающие – результаты такие : 67% детей называют конкретные дела, которыми любят заниматься (читать, ездить на велосипеде, убирать комнату, плавать, заниматься спортом, слушать музыку, петь, вышивать, вязать, играть на гитаре, делать бумажные поделки и т.д.); 35% детей делают акцент на отношениях, возникающих в процессе деятельности («общаться», мечтать, радоваться, верить в лучшее, думать, критиковать, собираться всем вместе);
  • вопрос о том, чему хотел бы научиться и научить, показал достаточно большой спектр интересов детей: 32% детей вообще хотят чему-то научиться без уточнения, чему конкретно; чаще говорят: «хочу обязательно», «всему» или «чему-нибудь». Другие называют конкретно:
    • языкам (английскому, немецкому, голландскому, русскому)– 17%;
    • играть на гитаре – 8%;
    • плести «фенички» – 4%;
    • далее: танцам, дзюдо, ходить на байдарках, бейсболу, рисовать, делать фигуры из бумаги.
    Среди ответов: «понимать людей», «чтобы понимали меня», «ответственности», «быть рыцарем» - 7%.
    Желающих научить - меньше - 18% - они называют то, что могли бы кого- то научить, отмечая часто, что это очень сложно и они еще мало что знают и умеют настолько хорошо, чтобы учить других (языкам, вязанию, шрифтам, музыке).
  • Наиболее частый ответ на вопрос о том, хочет ли ребенок что-нибудь организовать – «нет», «не знаю что», «это сложно», «может быть, в следующем году», «не умею» – 35%. 17% детей готовы помочь в организации чего-либо, а 21% сами готовы организовать (День Голландии и День Германии, игру, кружок по плетению из бисера, чемпионат по футболу, поход, игру «Сам себе режиссер», секцию плавания, трио на домрах, дискотеку, кружок астрономии).
  • Самым ценным для 43% детей в лагере являются «отношения между людьми» («детьми и взрослыми»), «взаимоуважение и взаимопонимание», «отсутствие принуждения», «свобода», «равенство», «великолепная атмосфера», «общение с людьми», «взаимопомощь». Кроме этого, ценным является «дружба и друзья» – 25% детей отмечают это. Для 7% детей все в лагере является ценным, а ценность «семьи» отмечают 6% детей. Кроме этого, в качестве ценности называют «узнавание нового», «отдых от родных», «вожатые», «чтобы все были здоровы». (Получается в сумме меньше или больше 100%. Это из-за того, что считается не от количества ответивших на тот или иной вопрос, а от количества анкет всего. И ответ при этом может быть не односложным).
  • Продолжение фразы «Я приехал в лагерь, потому что...» говорит о высокой его ценности для детей: 60% детей продолжают ее как «ждал этого», «мне здесь нравится», «люблю его», «здесь я счастлив каждый день». 18% детей подтверждают ценность дружбы и друзей: «хочу найти новых друзей», «хочу встретиться с друзьями». Для 7% детей решающую роль для поездки сыграло мнение людей, которые здесь или отдыхали или работали. Отдых в качестве причины называют 8% детей; остальные - «поучаствовать в играх», «заниматься спортом», «научиться взаимодействовать с людьми и детьми-инвалидами», «узнать Россию» - всего 10%.
  • Характеризуя надежды детей по поводу пребывания в лагере, можно отметить только позитивные (оптимистические) ожидания:
    • ожидания для всех: «всем будет хорошо и все будут счастливы», «все останется как есть или станет лучше» – 53%;
    • ожидания для себя : «проведу время с пользой для себя», «появятся новые друзья», «хорошее место, чтобы учиться и отдыхать» – 21%;
    • единичные ответы: «меня все понимают», «похудею и вырасту», «не будет скучно», «сервис будет лучше», «побываю еще раз», « кто-то найдет во мне подругу» – 18%.
  • Мнения детей, продолжающих фразу «Я не хочу, чтобы здесь....», можно разделить на 2 группы : мнение об отношениях между людьми и о бытовых проблемах. 46% детей не хотят, чтобы «было много обид и проблем», «ухудшались отношения между людьми», «было непонимание между людьми», «что-то менялось в худшую сторону», «кто-то был несчастлив». 18% детей не хотят, чтобы было «грязно», «кончилась горячая вода», «был отбой в 23 часа», «был дождь», «был сухой закон».
  • Что касается фразы «Я хочу, чтобы...», можно отметить, что ее продолжение, с одной стороны, сводится к предложениям по дополнениям к программе лагеря – 21% («не повторяли мероприятий», «побольше игр», «хорошо кормили», «побольше дискотек», «был карнавал», «почаще свечки», «много музыки»), а с другой стороны, отражает эмоциональные ожидания детей от лагеря – 46% ( «лагерь был всегда», «запомнился надолго», «было весело и радостно», «научились понимать друг друга», «никто не чувствовал себя одиноким», «лагерь был большой семьей», « со мной дружили»).
  • Продолжение фразы «Я боюсь, что ...» связано в основном с тревогой по поводу того, что что-то помешает ребенку приехать в лагерь вновь – 33% («не поеду в следующий лагерь», «время быстро пролетит», «этого лагеря не будет», « будет не так, как есть»). Остальные страхи о плохой погоде, о раннем отбое, о боязни плавать и т.п. (14%). На этот вопрос не ответило самое большое количество детей. «На выходе» давалась итоговая анкета.

Анкета

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

Что было самым важным для тебя в этом лагере? _______________________

в твоей семье________________________________________________________

в отношениях между людьми____________________________________________

Какие события, переживания были самыми запоминающимися?

Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?):

восторг _____________________________________________________________

потрясение __________________________________________________________

обиду________________________________________________________________

творчество, полет фантазии___________________________________________

одиночество__________________________________________________________

уверенность в себе___________________________________________________

усталость ___________________________________________________________

«меня не поняли»_____________________________________________________

«я нужен!»___________________________________________________________

счастье______________________________________________________________

Что изменилось в тебе? Что нового ты узнал (понял) про себя? Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем доме»? Если «да» – чему?________________________________________________________________

Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:

завтра ______________________________________________________________

через месяц (в сентябре) ____________________________________________

через год ___________________________________________________________

Может ли это лето в «Нашем доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как? Кому и за что ты бы хотел (мог) сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех самых важных для тебя людей).

СПАСИБО! за__________________________________________________________

СПАСИБО! за__________________________________________________________

СПАСИБО! за__________________________________________________________

Пожалуйста, закончи предложения:

я рад, что __________________________________________________________

мне жаль; что________________________________________________________

Главное для меня в «Нашем доме» - это _______________________________

Я надеюсь ___________________________________________________________

Твой автограф на память ______________________________ (Имя, фамилия)

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ и ЗА ЭТО ЛЕТО !

Анализ ответов ребят на вопросы итоговой «выходной» анкеты показал следующее:

  1. Самым важным для ребят (опрошено 64 человека), ценным в этом лагере было следующее:
    • общение с людьми (хорошими и разными) – 59% (люди, «родители», «семья» – 11%, «взаимоотношения людей» – 3%, «понимание и любовь» – 11%;
    • дружба, друзья – 28% («Мы снова встретились» – 9%);
    • свобода, непредвзятое отношение, возможность быть самим собой – 6%;
    • прекрасный отдых, интересные занятия кружков, праздники, возможность изучать иностранные языки -13%.
  2. Самым важным для детей (опрошено 62 человека) в их «семейной» жизни было:
    • теплота семейных отношений – 79 % ; понимание – 19%; общение – 6%, дружба – 18 %; люди – 3%; поддержка – 8%; доверительные отношения– 24%;
    • теплая атмосфера семейных дел – 37%, которая складывалась в процессе проведения: свечек – 16%, подготовки праздников 8%; также причиной теплоты были любовь к «родителям» – 8%, готовность «родителей» прийти к тебе на помощь – 3%, образ настоящей семьи – 10%. Кроме того, «не знаю» ответили - 6%, «всё!» – 6%.
  3. Важным для детей (опрошено 63 человека) в отношениях между людьми было: понимание – 32%, взаимопомощь, поддержка – 16%, дружба – 19%, любовь –14%, искренность, доверие, честность 10%, «все» – 6%, свобода, общение без комплексов – 8%, доброта – 11%, внимание друг к другу, терпимость, теплота, вежливость, уважение чужого мнения – 16%, «не знаю» ответили – 5% (ответы даются в порядке убывания).
  4. Самыми запоминающимися событиями, переживаниями для детей (опрошено 69 человек) были (ответы даны по мере убывания) следующие:
    • - запомнившиеся события: День рождения лагеря – 43%, поход – 30%, экскурсии - 14%, День Голландии – 14%, Презентация семей – 13%, футбол – 13%, свечки – 9%;конкурсы «Что? Где? Когда?»,все сборы, театр, игра «История Москвы»,волейбол – 19%, весь лагерь ( все праздники) 9–3%, в ответах также упоминаются: кафе, психологические тренинги, открытие лагеря, дежурство, собственный день рождения;
    • - запомнившиеся переживания: волнение по поводу того, что спас Женю, когда он тонул; общение с ребятами из интерната для слепых и слабовидящих детей; помощь друга; принятие в семью; не знаю –2 чел.
  5. Отвечая на вопрос о том, какие в лагере переживались состояния (если «да», то в связи с чем?), ответы были получены следующие:
    • восторг (отвечали 65 чел): «да» – 83 %, «нет» – 8%., «трудно сказать» – 9%.

      От чего испытали восторг? От всего происходящего -15%, экскурсии – 8%, от Дня рождения «Нашего дома» – 9%, от семьи, общения, встреч с талантливыми людьми – 8%, от конкурсов, футбола, праздников – 12%, от подарков – 6%;

    • потрясение испытали: «да» – 40%, «нет» – 48%.

      От чего испытано потрясение? Купол, который сделали коллективно все ребята – подарок к Дню рождения «Нашего дома»; узнал о себе много нового; забил мяч в волейбольном матче; мама привезла деньги; во время экскурсии; получение диплома стажера; дискотека; встретил главного человека в своей жизни. От встречи с людьми (Алеша Фадеев, Дункан – вожатый из Голландии); праздники в лагере; бережное отношение людей друг к другу; поход;

    • обиду испытали в лагере: «да» – 32%, «нет» – 68%.

      Причины: на самого себя; проиграли в футбол; не всегда понимали; на друга – 8%, личные дела – 5%, все заканчивается; когда что-то делал принудительно; не приехали родители;

    • испытали творческий подъем, полет фантазии – «да» – 62 %, «нет» 32 %, «не знаю» – 6%.

      Когда это происходило? «На занятиях кружков, когда сочиняли песню, делали карту Голландии – 8%, театральный конкурс – 6%, подготовка к Дню рождения «Нашего Дома», когда показывала танец; от любви; КВН, подготовка к презентации семьи; нарисовал дом с деревом, на занятиях оркестра, участвовал в делах семьи;

    • испытывали одиночество – «нет» –68%, «иногда» –14%, «да» – 18 %.

      Причины одиночества : заболела, расстался с подругой, личные дела, надо было подумать, в походе, в первый день;

    • испытывали уверенность в себе: «да»- 67%, «нет» – 21%, «почти всегда»- 10%, «не знаю – 2%.

      Причины уверенности в себе: самореализация в деятельности и общении (пела с оркестром, в походе, занятия с малышами, выиграли в конкурсе, на футбольном матче, в отношениях с людьми и в семье);

    • испытывали усталость: «да» – 63 %, «нет» – 37%.

      Причины усталости: физическая усталость (88% - после активного участия в мероприятиях, в походе, вечерами во время дискотек, во время болезни, часто усталость была приятная. Постоянную усталось испытывали 12%;

    • испытывали чувство «Меня не поняли»: «нет» - 77%, «да, меня не поняли - 15%, «иногда» - 8%.

      Причины того, что не поняли: сама была виновата, это стало поводом для разговора, при общении с иностранцами, когда рассказывал анекдот, после походов, не поняли «родители»;

    • испытали чувство «Я нужен!»: «да» – 75%, «нет» –16%, «не знаю» – 9%.

      Причины: вписался в коллектив, нужен друзьям (8%); всегда (5%.), в семье , родителям (8%.), нужен малышам (7%.) , на выступлениях;

    • были счастливы : «да» – 94%, «нет», «иногда» – 6%.

      Когда испытывал счастье? Всегда. Всю смену, мы здесь! Родители хорошие! (27%); встреча с друзьями, радовался за друзей (6%); от понимания ( 5%); во время праздников, игр, в походе (15%).

      Еще испытывали счастье, когда готовили торты в подарок малышам, от того, что все счастливы, встретил Человека, после бесед с Сашей Мартьяновым (реабилитолог).

  6. Что изменилось в тебе? Что нового ты узнал (понял) про себя? (Опрошено 56 чел). Ответы: «ничего»- 23%, « не знаю» -10%, «изменилось» – 60 %.

    Что изменилось? Ответы: стал добрее и терпеливее - 20 %,стал лучше понимать людей и себя (меньше ссорюсь, нахожу общий язык с другими людьми, стремлюсь быть сама собой) – 16%, стал жизнелюбивее, активнее, раскованнее, увереннее в себе, взрослее.- 13%, научилась лучше петь, говорить по-английски, нашла себя в занятиях с детьми – 9%, во мне все изменилось – 9%.

  7. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем доме»? Если «да» – чему? (Отвечали 67 чел). Ответы: «ничему» (просто отлично отдохнули) – 7%, «научились»– 93%.

    Научились (личностные качества): понимать других, уважать чужое мнение, быть самим собой, думать не только о себе, сдерживать эмоции, научился жить среди людей - 44%; любви, дружбе, уважению, доброте, состраданию, помощи, стали внимательнее к детям-инвалидам –18%. Научились новой деятельности: плести фенички, рассказывать сказки, дежурить в столовой, делать оригами, бегать по песчаной куче, выучил несколько фраз по-голландски, научился пантомиме, дзюдо, футболу, вязать, говорить по-английски, ставить палатку, отжиматься, играм, плавать, волейболу, решать задачки по математике, всему понемногу –38%.

  8. Какие радости и трудности ждут тебя в будущем? (Опрошено 63 чел.)
    • завтра: расставание с лагерем и друзьями – 48%; вернусь домой и встречусь с друзьями – 37% , ничего не знаю – 15%,
    • через месяц : школа как трудность – 76 %, встреча со старыми друзьями – 10%, воспоминания – 5%, выбор профессии – 3%, не знаю – 14 %,
    • через год : поездка в лагерь (хочу, надеюсь, состоится ли лагерь?) – 57%, поступление в институт (не смогу поехать в лагерь) – 19%. «не знаю» – 17%.
  9. Может ли это лето в «Нашем доме» помочь тебе в будущем? Если да, то объясни , как:
    • в общении с людьми (понимание людей, научился быть терпимее, уважать чужое мнение, общаться с иностранцами, спорить не обижая, быть терпеливым с другими, по-новому посмотреть на отношения с людьми) – 36 %,
    • не знаю – 21%,
    • да, но не знаю пока, как – 13%,
    • в деятельности: футбол, пение, в мотивации изучения иностранных языков (захотелось выучить немецкий), узнал много нового – 8%,
    • в личностном росте: научился быть самостоятельнее, добрее, веселее, разобрался в себе - 11%,
    • еще варианты: такие отношения, как в лагере, могут быть только между мамой и ребенком, получил заряд энергии на год, научился делиться своими впечатлениями, рада, что попала в лагерь – 10%.
  10. Кому и за что ты бы хотел (мог) сказать «спасибо» (постарайся выделить троих самых важных для тебя людей; если не хватит места – пиши на обороте) : всем в лагере – 33 раза; руководителю лагеря – 56 раз (доброта, ласка, понимание, организация лагеря, вера, за подаренных друзей); Санечке Бочаровой (вожатая) 13 раз (поддерживала веселье,театр,игры,мама); Юле Чихачевой (старшая вожатая) – 12 раз (за организацию лагеря, понимание, приглашение в лагерь); Марине Жидковой (вожатая) – 9 раз (организация лагеря, понимание, советы, отношение); Ане Смолиной (вожатая) – 4 раза ( доброта, искренность, мама); Вутик ( вожатый Юрий Вутянов) – 5 раз (взял меня в поход, доброта, искренность), Рейна (вожатая из Голландии) – 4 раза; Саша Мартьянов (реабилитолог) – 3 раза (организацию работы, поддержку), Фунтик (капитан футбольной команды) – 2 раза (футбол ). Еще : Андрею, Сузанне, Наташе, Тео, Рите, Гале, Коле, Игорю, Кетуше, Кириллу( вожатые и дети).
  11. Пожалуйста, закончи предложения (опрошено 67 чел):
    • «Я рад, что...» - приехал сюда (снова, в первый раз, удалось побывать, жила, все это было, лагерь был) – 79%, другие варианты : новые друзья, замечательная семья, ходили на речку, может быть, опять приеду, было весело,познакомилась с Корчаком, хорошие вожатые – 21%.
    • «Мне жаль, что ...» мы расстаемся – 88% (смена была маленькая,не была раньше в лагере). Другие варианты: заканчивается отдых, не со всеми познакомилась, совершал плохие поступки, с балкона бросают сигареты – 12%.
    • «Главное для меня в «Нашем доме» (опрошено 65 чел) – это...»: все – 8%, общение с людьми, люди – 23%, теплая атмосфера (отношения, взаимопонимание, готовность помочь, это- дом, забота и ласка, поддержка) – 32%, дружба, любовь (друзья, доброта) – 37%, равенство, уважение, ощущение своей необходимости , возможность проявить себя, уверенность, могу быть сама собой, свобода действий – 15%.
    • «Я надеюсь, что...»: вернусь сюда – 79%, лагерь будет – 21 %.

Опросы детей показали, что все доброе и искреннее приносит свои плоды, что более всего дети ценят радостную атмосферу своей жизни в лагере, теплоту, дружбу, заботу и любовь, которую испытывают постоянно. Главные результаты лагеря: опыт принятия тебя другими, постижение себя и Других, расширение представлений о мире и о себе в мире, развитие креативности и терпимости, пробуждение интереса к педагогике и психологии. Восхищение детей вызывает дружба вожатской команды, гордость - близость к корчаковским делам, знакомство со знаменитыми «корчаковцами». Своего рода лакмусовой бумажкой является мнение о лагере слепых ребят: «Ждем поездки в лагерь каждый год, чтобы побыть в атмосфере любви. Даже наши хулиганы в лагере становятся ангелами. Здесь собираются особенные люди. Они создают особую атмосферу, которая меняет людей» (Света Котова). «Лагерь мне очень нравится! Он для меня и разрядка, и зарядка, и творческий отдых. Я много думаю о себе в лагере и чувствую, что могу делать больше!» (Вероника Зеленская), «В лагере я отдыхаю душой. Чувствую, что могу помочь другим. Получаю огромное удовольствие от участия в общей жизни» (Надя Ж). «Атмосфера лагеря удивительна. Здесь мало запретов. Я могу подойти к любому человеку. (Таня Б.), «В лагерь я еду из дома с удовольствием, потому что здесь я себя чувствую личностью. Дома я маленький ребенок, здесь я – часть целого, частица общества, личность» (Света К.) Определяя одной фразой суть «Нашего дома», дети писали: «Жизнь друг для друга; помощь; понимание; сострадание; счастье; хорошая школа педагогики, психологии и жизни; семья; радостный и добрый мир детства».{/mosregread}

Выводы

В центре ОЭР была интеграция в единое сообщество детей разных возрастных и социальных групп. Главное внимание уделили мы проблеме интеграции больных и здоровых детей. Актуальность данной проблемы связана с положением детей-инвалидов в нашей стране, где нормой их бытия является изоляция от здоровых ровесников, а следствием - воспитанное чувство неуверенности в себе, страх перед миром здоровых людей. Исследование показало, что сближение больных и здоровых детей не возникает спонтанно, оно является результатом целенаправленной деятельности педагогов, и успешность этого процесса связана с тем, насколько идейно, духовно и организационно объединены педагоги между собой. Важную роль играет создание интеграционной среды, которая становится живительной почвой для развития детей независимо от их возраста, физического состояния, различия способностей и т.д. Решение этой задачи предполагает целенаправленное создание качественно нового детского сообщества, составленного из дифференцированных и мало пересекающихся в обычной жизни групп детей.

Этическая норма взаимодействия взрослых и детей в условиях интеграции - внимательное и бережное отношение педагога к каждому ребенку, изучение его проблем, оказание помощи. Процесс интеграции начинается с дифференциации групп, изучения взрослыми интересов, потребностей, возможностей и проблем детей - так выявляются «точки сближения», а затем и «точки пересечения»- начало интеграционного процесса. Процесс интеграции обеспечивается постепенным расширением сфер взаимодействия больных и здоровых детей. Главным средством интеграции и одновременно её результатом является «интеграционная среда» - среда совместного обитания детей: воспитывающая, развивающая, защищающая, помогающая.

Основной результат специальных усилий по интеграции здоровых и больных детей - создание новой целостности - коллектива детей и взрослых, воодушевленного идеями организации радостной и творческой совместной жизни. Эту новую целостность характеризует внимание детей к проблемам других людей, опыт диалогического общения, взаимопомощь. С другой стороны, в этих условиях обеспечивается процесс самопознания детей, поиск каждым из них ответа на вопрос о том, кто он, какой он, каковы его ценности. В ответах на эти вопросы каждый ребенок ориентируется на ценности, открыто и четко заявленные педагогическим сообществом. Главным результатом проживания детей-инвалидов в интеграционном воспитательном пространстве является приобретение ими позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, для здоровых детей - приобретение опыта сопереживания, сочувствия и помощи товарищам.

Демакова И.Д.,
доктор педагогических наук,
профессор АПК и ППРО

Литература:

  1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999. – 137 с.