Показатели успешности опытно-экспериментальной работы |
Добавил(а) Демакова И.Д. |
29.06.08 03:22 |
Как можно «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка?В предлагаемой статье мы хотим обратить внимание коллег на способы получения информации о результатах деятельности педагогов-экспериментаторов. Покажем это на примере анализа ОЭР в интеграционном корчаковском лагере «Наш Дом», усилия которого вот уже в течение 15 лет направлены на создание в лагере гуманной атмосферы. Решение этой задачи особенно актуально в связи с тем, что в лагере под одной крышей собраны дети разных возрастных групп - от 6 до 17 лет, разных социальных групп: инвалиды и здоровые, сироты и домашние, дети разных культур, национальностей и конфессий. Главную задачу ОЭР педагогический коллектив лагеря видел в гуманизации атмосферы жизни лагеря, его воспитательного пространства. В качестве основного метода оценивания результатов ОЭР была «гуманитарная экспертиза» (С.Л.Братченко) с ее «интраперсональными» и «интерперсональными» критериями. К первым были отнесены такие характеристики, как принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность и динамичность, проявляющиеся в поведении и детей, и педагогов. Ко вторым – принятие других, понимание других, социализированность, творческая активность. Важными в исследовании оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию. Речь идет о методах проникновения в гуманитарную сферу, помогающих постичь внутренний мир ребенка, его своеобразие и целостность, проникнуть в глубины переживаний детей. Здесь исследователь не может выступать как бесстрастный, сторонний наблюдатель – он вступает в непосредственный диалог с детьми как живая уникальная личность. Высшего уровня понимания ребенка удавалось достичь, когда педагог стремился понять основы переживания личностью своего мира и самое себя. Сущность этого метода, разработанного в экзистенциальной феноменологии, заключалась в исследовании его частных переживаний в контексте всего его бытия - в мире, то есть в контексте детства. Наше исследование подтверждает, что важную роль в процессе понимания играет готовность исследователя идти навстречу ребенку, умение связать его поступки со способами их переживания. В основе деятельности, которая обеспечивает проникновение педагога в мир детства лежит «понимающая активность». Наше исследование показало, что именно с помощью понимания педагог способен «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка: субъективные смыслы, ценности, отношения, чувства, переживания (мы анализировали свободные высказывания детей в беседах, их творческие работы, сочинения, дневники (с согласия авторов), другие тексты, а также отдельные «конкретные ситуации» (случаи). Особенно важными в процессе ОЭР оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию. Результатом этой части исследования стало обоснование того, что одной из фундаменальных характеристик воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства является его способность к пониманию ребенка, мира детства, процессов его гуманизации – речь идет о рассмотрении понимания как профессиональной воспитательной деятельности. Важно иметь в виду, что понимание не есть рациональный процесс, оно означает, что педагог улавливает эмоциональное состояние ребенка, выражает готовность вступить с ним в глубинный и одновременно тонкий и деликатный контакт на уровне эмоциональных переживаний и личностных смыслов. Сказанное позволяет сделать вывод, что в профессиональной воспитательной деятельности одновременно должны быть представлены такие способности, как рациональное понимание ребенка, эмпатическое и интуитивное. Понимание ребенка, особенностей его бытия в детстве, его фундаментальных потребностей в самореализации, социализации, принятии взрослыми, и прежде всего педагогами, позволило определить вторую характеристику воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства – ведущей деятельностью является помощь ребенку в развитии, педагогическая поддержка этого процесса. {mosregread}Проведенная нами ОЭР показала, что педагогическая способность помогать ребенку в процессе его личностного роста, видимо, не является врожденной. Она формируется постепенно. Начало ее лежит в безусловном и безоценочном принятии педагогом ребенка, уважения к нему. Определено, что способность к уважению берет начало в глубинных ценностных установках педагога, определяющих его взгляды на то, что есть сущность человека и каковы возможности его развития. Не менее важно осознание сущности процесса развития личности ребенка, факторов, которые тормозят этот процесс и стимулируют его. Наше исследование показало, что развитие ребенка есть его качественное изменение, личностный рост, что тормозом его развития, а, следовательно, фактором дегуманизации пространства детства, являются ситуации, когда ребенок переживает чувства страха, дискомфорта, тотальной неуспешности, несправедливо пережитых чувств вины и стыда. Напротив, стимулом развития личности ребенка является атмосфера эмоциональной стабильности, в которой педагогу удается снизить тревожность детей, создать позитивные условия их развития. Речь идет о «помогающих отношениях», которые мы рассматриваем как важный фактор гуманизации жизни детей. Многие черты «помогающей» профессиональной воспитательной деятельности педагога подробно описаны в гуманистической психологии (в основном в работах К.Роджерса). Наше исследование подтверждает, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая берет начало в глубоком эмпатическом понимании. Фактором гуманизации детства является также педагогическая поддержка как профессиональная воспитательная деятельность. Смысл ее заключается в опоре педагога при взаимодействии с ребенком на позитивные стороны его личности, осторожное отношении к его неудачам, слабым сторонам его характера, в умении обеспечить ребенку условия для самостоятельного решения той или иной проблемы. Важным качеством воспитательной деятельности педагога является оптимизм, его вера в ребенка, в его способности, успехи и победы. Способом достижения понимания является искусство договора на основе открытого справедливого обсуждения проблемы в процессе диалога. Условием успешности воспитательной деятельности педагога является его искусство быть самим собой. Наше исследование показало, что в современных условиях «напряженного социума» воспитательная деятельность становится фактором гуманизации пространства детства при условии терапевтической помощи детям, которую мы также рассматриваем как профессиональную задачу. Многолетняя опытно-экспериментальная работа, осуществляемая в условиях соединения в единое сообщество детей разных социальных групп, показала, что в условиях нестабильного и неблагополучного социума воспитательная деятельность педагога принимает дополнительные функции, которые прежде были свойственны только коррекционной педагогике: адаптация, реабилитация, компенсация – то есть деятельность, которая позволяет корректировать условия развития детей разных социальных групп. Эффективно решать названные задачи помогает выстраивания воспитательной деятельности педагога в следующей логике: изучение детей, создание условий их самореализации, вовлечение их в творчество, обеспечение их принятия детскими сообществами. При оценке результатов ОЭР, провдимой в лагере, в качестве экспертов выступали российские и иностранные педагоги (А.Л.Левин, В.Гальперин, Х.Брауверс, Т.Каппон, Л.М. Кларина, Р.А.Валеева, Т.Цырлина, Ю.И.Турчанинова, О.С.Газман, Е.Б.Штейнберг, Е.Р. Кузьмина, С.Л.Братченко и др.); студенты – участники корчаковского молодежного движения Курска, Казани, Санкт-Петербурга, родители, вожатые. Полезную информацию дали нам более 50 писем о лагере, которые мы получили от представителей обществ Я.Корчака из разных стран. Крупнейший «корчаковед» мира профессор А.Левин (Варшава) дал такую оценку лагерю: «То, что делаете вы, не делает никто. Вы идете корчаковским путем в новых условиях, творчески действуете в духе Корчака. Желаю вам и дальше разворачивать эту работу. Это дорога для других». Тем не менее, главными экспертами, оценка которых была для нас самой ценной, мы считали детей, что и определило задачу организации систематического получения «обратной связи». Одним из результативных методов организации такой связи было анкетирование, которое обеспечивало нас информацией о ценностях и интересах детей, их эмоциональном состоянии и настроении, об их отношении к происходящему в лагере. Отвечая на вопросы анкет, ребята осмысливали многие проблемы своего бытия – таким образом, анкетирование одновременно выполняло роль инструмента рефлексии. Анкетирование проводилось в лагере систематически, ежегодно силами вожатых и психологов-консультантов разрабатывались специальные анкеты «под идею лагеря» (об интеграции, о твоей семье и т.д.), но были анкеты, которые проводились ежегодно. Речь идет в первую очередь о «парной» анкете, которую дети заполняли «на входе» и «выходе». Именно эти анкеты дали нам репрезентативный материал об оценке детьми педагогических усилий по гуманизации воспитательного пространства лагеря: число заполненных и проанализированных анкет превышает две тысячи. В качестве примера покажем результаты анализа ответов детей летом 2007 года. Сопоставление этих ответов с ответами детей в предыдущие годы позволяет утверждать, что представляемые ответы в основном типичны. Целью проведения анкетирования было выявление мнения детей об атмосфере лагеря. Были разработаны следующие параметры, по которым можно было судить, удалось ли решить задачу гуманизации воспитательного пространства лагеря: характер отношений между участниками воспитательного процесса; уровень принятия каждого ребенка взрослым и детским сообществами; уровень активности каждого ребенка в творческой деятельности; позитивная самооценка каждого ребенка; новое осознание себя, своих способностей, своего характера и т.д. При анализе анкеты «на входе» нас интересовала градация детских ожиданий (она была нам нужна для составления общей психологической характеристики детей) и статистика психологического состояния детей. Анкета «на выходе» выявляла: мотивацию детей (я хочу), мечты (я надеюсь), реальные отношения, которые удалось сформировать в лагере. Анализ ответов позволил составить характеристику детского сообщества, выявить его творческий потенциал. Специфичным является то, что вопросы анкет в сущности есть открытое предъявление педагогами и своей позиции, и своего доверия детям. В них «просвечивает» педагогическая идеология, гуманистический характер воспитательной деятельности. В ответах можно проследить структуру отношений в лагере, узнать, что о нем думают ребята. При этом позиция педагога задается открыто (педагог в гуманистической воспитательной системе всегда делает первый шаг, не ждет, пока его первым сделают дети). При анализе ответов детей нас интересовали детские чувства, которые рассматривались как своеобразные знаки. Именно по чувствам детей мы судили о том, как живет каждый ребенок в созданном по нашей инициативе воспитательном пространстве. При анализе нас интересовало, что дети оценивали как плюс и минус своей жизни, каких людей они полюбили (не полюбили) и за что. Одновременно анкета давала возможность проанализировать события, участниками которых были дети в лагере. Важно было донести до сознания детей, что все события являются результатом большого труда педагогов и совместных усилий педагогов и детей, коллектива лагеря. Доказательством высокого уровня гуманизации пространства детства было для нас право каждого ребенка на выбор. Каждый ребенок имел право выбирать и учился, тренировался в этом выборе. Каждый учился говорить «спасибо». С позиций гуманизации оценивалась атмосфера «Нашего дома». На «входе» предлагалась следующая анкета: «Мы снова вместе!» Для того чтобы сделать жизнь в «Нашем доме» более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Анализ ответов детей позволил сделать следующие выводы:
АнкетаБлизится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь. Что было самым важным для тебя в этом лагере? _______________________ в твоей семье________________________________________________________ в отношениях между людьми____________________________________________ Какие события, переживания были самыми запоминающимися? Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?): восторг _____________________________________________________________ потрясение __________________________________________________________ обиду________________________________________________________________ творчество, полет фантазии___________________________________________ одиночество__________________________________________________________ уверенность в себе___________________________________________________ усталость ___________________________________________________________ «меня не поняли»_____________________________________________________ «я нужен!»___________________________________________________________ счастье______________________________________________________________ Что изменилось в тебе? Что нового ты узнал (понял) про себя? Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем доме»? Если «да» – чему?________________________________________________________________ Какие радости и трудности ждут тебя в будущем: завтра ______________________________________________________________ через месяц (в сентябре) ____________________________________________ через год ___________________________________________________________ Может ли это лето в «Нашем доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как? Кому и за что ты бы хотел (мог) сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех самых важных для тебя людей). СПАСИБО! за__________________________________________________________ СПАСИБО! за__________________________________________________________ СПАСИБО! за__________________________________________________________ Пожалуйста, закончи предложения: я рад, что __________________________________________________________ мне жаль; что________________________________________________________ Главное для меня в «Нашем доме» - это _______________________________ Я надеюсь ___________________________________________________________ Твой автограф на память ______________________________ (Имя, фамилия) СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ и ЗА ЭТО ЛЕТО ! Анализ ответов ребят на вопросы итоговой «выходной» анкеты показал следующее:
Опросы детей показали, что все доброе и искреннее приносит свои плоды, что более всего дети ценят радостную атмосферу своей жизни в лагере, теплоту, дружбу, заботу и любовь, которую испытывают постоянно. Главные результаты лагеря: опыт принятия тебя другими, постижение себя и Других, расширение представлений о мире и о себе в мире, развитие креативности и терпимости, пробуждение интереса к педагогике и психологии. Восхищение детей вызывает дружба вожатской команды, гордость - близость к корчаковским делам, знакомство со знаменитыми «корчаковцами». Своего рода лакмусовой бумажкой является мнение о лагере слепых ребят: «Ждем поездки в лагерь каждый год, чтобы побыть в атмосфере любви. Даже наши хулиганы в лагере становятся ангелами. Здесь собираются особенные люди. Они создают особую атмосферу, которая меняет людей» (Света Котова). «Лагерь мне очень нравится! Он для меня и разрядка, и зарядка, и творческий отдых. Я много думаю о себе в лагере и чувствую, что могу делать больше!» (Вероника Зеленская), «В лагере я отдыхаю душой. Чувствую, что могу помочь другим. Получаю огромное удовольствие от участия в общей жизни» (Надя Ж). «Атмосфера лагеря удивительна. Здесь мало запретов. Я могу подойти к любому человеку. (Таня Б.), «В лагерь я еду из дома с удовольствием, потому что здесь я себя чувствую личностью. Дома я маленький ребенок, здесь я – часть целого, частица общества, личность» (Света К.) Определяя одной фразой суть «Нашего дома», дети писали: «Жизнь друг для друга; помощь; понимание; сострадание; счастье; хорошая школа педагогики, психологии и жизни; семья; радостный и добрый мир детства».{/mosregread} ВыводыВ центре ОЭР была интеграция в единое сообщество детей разных возрастных и социальных групп. Главное внимание уделили мы проблеме интеграции больных и здоровых детей. Актуальность данной проблемы связана с положением детей-инвалидов в нашей стране, где нормой их бытия является изоляция от здоровых ровесников, а следствием - воспитанное чувство неуверенности в себе, страх перед миром здоровых людей. Исследование показало, что сближение больных и здоровых детей не возникает спонтанно, оно является результатом целенаправленной деятельности педагогов, и успешность этого процесса связана с тем, насколько идейно, духовно и организационно объединены педагоги между собой. Важную роль играет создание интеграционной среды, которая становится живительной почвой для развития детей независимо от их возраста, физического состояния, различия способностей и т.д. Решение этой задачи предполагает целенаправленное создание качественно нового детского сообщества, составленного из дифференцированных и мало пересекающихся в обычной жизни групп детей. Этическая норма взаимодействия взрослых и детей в условиях интеграции - внимательное и бережное отношение педагога к каждому ребенку, изучение его проблем, оказание помощи. Процесс интеграции начинается с дифференциации групп, изучения взрослыми интересов, потребностей, возможностей и проблем детей - так выявляются «точки сближения», а затем и «точки пересечения»- начало интеграционного процесса. Процесс интеграции обеспечивается постепенным расширением сфер взаимодействия больных и здоровых детей. Главным средством интеграции и одновременно её результатом является «интеграционная среда» - среда совместного обитания детей: воспитывающая, развивающая, защищающая, помогающая. Основной результат специальных усилий по интеграции здоровых и больных детей - создание новой целостности - коллектива детей и взрослых, воодушевленного идеями организации радостной и творческой совместной жизни. Эту новую целостность характеризует внимание детей к проблемам других людей, опыт диалогического общения, взаимопомощь. С другой стороны, в этих условиях обеспечивается процесс самопознания детей, поиск каждым из них ответа на вопрос о том, кто он, какой он, каковы его ценности. В ответах на эти вопросы каждый ребенок ориентируется на ценности, открыто и четко заявленные педагогическим сообществом. Главным результатом проживания детей-инвалидов в интеграционном воспитательном пространстве является приобретение ими позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, для здоровых детей - приобретение опыта сопереживания, сочувствия и помощи товарищам. Демакова И.Д., Литература:
|