Инновации: классификация, источники, функции |
Добавил(а) Табарданова Т.Б. | |||||||||||
29.06.08 03:59 | |||||||||||
Каковы основные аспекты инновационных изменений в образовательном учреждении?Классификация инновацийТермин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в результатах и технологических процессах. Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожин (1): 1) По распространенности: единичные; диффузные; 2) По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые; 3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения; 4) По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические; 5) По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие. {mosregread}Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. По мнению В.Д. Симоненко[2], классификация педагогических инноваций возможна по разным основаниям. В частности, по видам деятельности: педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями; срокам действия: кратковременные, долговременные; характеру изменений: радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах, комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов, модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм; масштабу изменений: локальные – независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций, системные – полная реконструкция системы как целого; масштабу использования: единовременные (осуществляются один раз), диффузные (повторяющиеся); источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы); методам осуществления: авторитарные, либеральные, административные, инициативные.
Источники, функции и тенденции инновационных изменений в образовательных системахГоворя об источниках инновационных изменений, можно выделить две группы:
Обратимся к более подробному рассмотрению источников педагогических инноваций. Поиск источников необходимых инновационных изменений – это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются четыре основные группы источников изменений. 1) Несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть реально (противоречие между сущим и должным, т.е. между реальностью и представлением о желаемом). Например, фронтальная проверка образовательного учреждения, аттестация, проведенная в нем, или грамотный и объективный внутришкольный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обстоят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произволен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий. Чтобы устранить такое противоречие, следует внести изменения в управленческую систему, в содержание образования, т.е. в образовательную программу, в технологию организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональной компетентности педагогов. 2) Источники инновационных изменений вне образовательного учреждения.
3) Новое знание как источник инновационных изменений. Появление нового знания может порождать противоречие между ранее используемыми теоретическими моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ресурсных затрат, а именно: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, модернизации материально-технической базы и дидактического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты весьма оправданы, т.к. окупаются значительными достижениями обучающихся. 4) Источники инновационных изменений внутри образовательного учреждения.
В связи с этим возможны изменения в технологии обучения; отдельных дидактических средствах; понимании целей и задач процесса обучения; теоретических основах обучения (опыт как источник развития теории). Наиболее отличительной чертой современного отечественного образования является инновационный характер его развития, что связано с реализацией определенных функций. Специальный анализ позволяет выделить следующие функции инновационных изменений: Аксиологическая функция. Перенос акцента с воспроизведения человека с заданными свойствами в сторону раскрытия личностного потенциала ребенка, развития у него авторской позиции в культуре. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Разработка принципиально новых подходов к отбору содержания образования. Введение в практику образования курсов и программ, отвечающих современным образовательным парадигмам. Повышение эффективности управления. Подготовка для школы руководителя-новатора, постоянно стремящегося к новому, эффективному и способного использовать возможности сотрудников для достижения актуальных целей, создавая им условия для профессиональной и личностной самореализации. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Создание в школе условий для творчества учителя, мотивация его продуктивной деятельности. Информационная функция. Обеспечение школы необходимыми справочными, методическими, информационными материалами, информационно-компьютерными средствами и системами, соответствующими программными продуктами, обеспечивающими развитие ее образовательной среды. Функция сохранения и укрепления здоровья. Создание условий для поддержания, коррекции, преумножения физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей в валеологически благополучном образовательном процессе. Создание условий для гармонического развития личности ребенка в экологически сообразной среде. Функция модернизации финансово-хозяйственной деятельности. Поиск эффективных финансово-хозяйственных механизмов деятельности школы, учитывая дефицит нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений. Цель любого изменения в образовании состоит в улучшении достижений обучающихся. Работа на всех уровнях должна всегда поддерживать эту цель. Многое здесь зависит от лидеров-руководителей образовательных учреждений и образования в целом. Таблица 1. Режимы жизнедеятельности образовательных систем
Руководитель-новатор постоянно стремится к новому. В практической деятельности он реализует инновационный подход, который состоит в целенаправленном, организованном поиске источников возможных изменений и в систематическим анализе тех возможностей и достижений, которые эти изменения могут дать. Преграды, возникающие на пути инновационных изменений:1 – есть стремление к использованию готовых новшеств, но не всегда прогнозируются трудности их усвоения и введения, типичен расчет на сиюминутный успех; 2 – недостаточная подготовка педагогов к продуктивному участию в инновационных процессах; 3 – отсутствие отлаженного механизма экспертизы педагогических новшеств и инноваций; 4 – крайне неблагоприятно хроническое недофинансирование образовательных учреждений, снижение уровня материально-технического и ресурсного обеспечения систем образования; 5 – руководители учреждений образования больше доверяют мерам административного управления, чем социально-психологическому и коммуникативно-личностному взаимодействию. Стратегическое направление инновационных изменений заключается в переходе к открытому личностно-развивающему образованию и демократической, общественно-государственной системе управления образованием. Каждому руководителю известно, что в образовательных учреждениях инновационные изменения протекают негладко: возможны ошибки в планировании, дефицит ресурсов, недостаток профессиональной компетентности участников изменений, повышение тревожности педагогов, связанное с реорганизацией, неконструктивные позиции учителей и управленцев (неопределенность, пассивное наблюдение, оппозиция) и др. Задача менеджера образования – оптимизировать процесс инновационных изменений, создать «траекторию» перехода системы в качественно новое состояние, предвидя трудности преобразований и предусматривая возможности их коррекции и компенсации. Любые системы, в том числе и образовательные учреждения, имеют определенный режим жизнедеятельности. Деятельность по устойчивому воспроизведению прежнего опыта и ранее полученных результатов осуществляется в режиме функционирования. Целенаправленный переход на более высокие, качественно отличающиеся уровни деятельности, обеспечивающие позитивные изменения, реализуется в режиме развития, в котором можно выделить несколько уровней, имеющих свою специфику (см. табл.1).{/mosregread} Выводы:
Литература:
Табарданова Т.Б. 1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)./ А.И. Пригожин - М.: Политиздат, 1989, С.270-275 2. В.Д. Симоненко (22, с. 69-70) |