TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Развитие внутренней мотивации школьников к разработке проектов на уроках английского языка PDF Печать E-mail
Добавил(а) Орбелян А.И.   
29.06.08 04:14

Как можно использовать проектную методику на уроках английского языка?


Применение метода проектов в обучении приобретает в настоящее время все больше сторонников, так как способствует развитию активного, самостоятельного мышления ребенка и в то же время ориентирует его на совместную исследовательскую работу. Использование метода проектов позволяет создать необходимые условия для успешного овладения различными дисциплинами, в том числе и иностранным языком.

Я использую метод проектов на своих уроках с 2002 года. Успеху овладения английским языком способствовали, в частности, авторские программы и учебники нового поколения, которые не только обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владения языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодействия, но и ориентированы на совершенно новый подход к процессу обучения. И метод проектов в данных условиях – один из наиболее эффективных способов организации работы учителя с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время.

Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению иностранного языка. Он охватывает все виды работ: чтение, аудирование, говорение, грамматику. Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью я использую различные методические приемы:

  • помогаю школьникам выявить противоречия и предлагаю найти способы их разрешения;
  • предлагаю учащимся рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения автора, журналиста, политика и т.д.);
  • побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.

{mosregread}В настоящее время учеными – методистами и педагогами – практиками предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации. Я использую следующий алгоритм:

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя

начальный

определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп

уточняют информацию, обсуждают задание

мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает

планирования

анализ проблемы

формулируют задачи

помогает анализировать

выбора методов проверки

обсуждение методов проверки

обсуждают, выбирают оптимальный вариант, определяют источники информации

наблюдает, консультирует (по запросам)

выполнения

поиск необходимой информации, выполнение проекта

собирают информацию, анализируют идеи, проводят исследование, оформляют проект

наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

защиты проекта

представление результатов проектирования, оценка результатов

защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов деятельности

участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования

В настоящее время я работаю в 5-11 классах, обучаю около 70 учеников. В течение пяти последних лет, используя данный алгоритм в выполнении проектов, мы осуществили следующие проекты: «Мой город», «Моя школа», «Защитим бухту Геленджика», «Моя семья», «Проблемы подростков в нашей стране и за рубежом», международный проект «A Parcel of English». Выбор тем не случаен. Их изучение предусмотрено программой.

Трудности неизбежны. Не всегда дети готовы обсуждать вопросы на иностранном языке. Присутствуют речевые ошибки, не хватает дополнительной литературы на языке, часто приходится брать материал из источников на русском языке, затем осуществлять перевод на английский.

Тем не менее, процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление. Он зачастую помогает детям проявить себя неожиданно, обнаружить скрытые способности.

Так, например, в 7-9 классах по теме «Мой родной город», несколько учеников сочинили на английском языке свои собственные стихотворения о родном городе:

  I love my town Gelendzhik
Its nature is so magic
The clouds are white
And sunlight is fairly bright.
 
  My lovely town 
My Mother land
The sea, the grass, the ground
I all love that
 
  The mountains are always green
The most wonderful I’ve ever seen
And very tasty smell of peach
The sea is blue like sky
And white seagulls are so high.

 

На всех этапах я стараюсь повышать внутреннюю мотивацию учащихся через инициирование самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся, направление на определенные проблемы и поиск путей их решения.

Однако решение поставленных задач не всегда может быть достигнуто в рамках традиционного урока и даже при применении метода проектов. Для повышения внутренней мотивации, на мой взгляд, необходимо использовать также развивающие возможности интегрированного урока, который:

  • позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения;
  • создает оптимальные условия для развития мышления, тем самым развивая логичность, гибкость, критичность;
  • способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

При планировании таких уроков необходимо учитывать следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель урока, отражающую его специфику - интегративность;
  • из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • части интегрированного содержания структурируются, чтобы они стали логически необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуется тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки учащихся различными видами деятельности.

Примером такого вида деятельности учащихся может служить урок «Компьютеры в нашей жизни», который был проведен 18.10.2007г. в 9-Г классе учителями английского языка Орбелян А.И., Березкиной Л.А. и учителем информатики Новиковой Е.И.

Почему был выбран способ интеграции «английский – информатика?»

Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статей, репортажей, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке.

Работая с этой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских участников проекта и их зарубежных партнеров из одной или нескольких стран.

Диалог культур здесь проходит самым непосредственным образом - с первых обменов письмами. Дети каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров. Так, например, учащиеся 9-Г класса, классным руководителем которого я являюсь, работают уже второй год по международному проекту «A Parcel of English», который был предложен авторами учебников. Мы написали коллективное письмо по предложенному нам адресу. Учащимися класса был собран материал об истории создания нашей школы, о его лучших учениках и учителях. Венгерские школьники в свою очередь рассказали нам о своей школе, праздниках, традициях. В следующих письмах жители города рассказали о нашем городе – курорте, о традиции проведения карнавала, посвященного открытию сезона «Лето – 2007». Очередное письмо было отправлено в Венгрию на интегрированном уроке «Компьютеры в нашей жизни» (английский язык – информатика) по электронной почте через Интернет. Это вызвало большой интерес учащихся.

По моему мнению, использование возможностей проектного метода и интеграции способствует значительному повышению внутренней мотивации школьников среднего и старшего звена к изучению английского языка и влияет на результативность. Так, например, увеличилось количество победителей предметной олимпиады:

Победители предметной олимпиады

Кроме этого, мной была проведена диагностика направленности учебной мотивации по методике Т.Д. Дубовицкой. Получены следующие результаты:

Уровень внутренней мотивации в 2007-2008 учебном году

Уровень внутренней мотивации

 

низкий

средний

высокий

8 Г

-

2

8

9 Г

1

5

4

10 А

-

3

12

11 В

2

4

6

Уровень внутренней мотивации

Уровень внутренней мотивации в динамике

Год

Класс

низкий

средний

высокий

2006-2007

8 Г

2

5

3

2007-2008

9 Г

1

5

4

Уровень внутренней мотивации в динамике

{/mosregread}Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а в наше время это очень актуально. Дети учатся сотрудничать. Обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Появляется «поле эмоционального тяготения», т.е. склонность и желание ученика работать над тем или иным аспектом данной проблемы.

Библиография:

  1. Иностранные языки в школе. - 2000.- № 1–6.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М. , 1997.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000.– № 1.
  5. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
  6. Сафонова В.В., Ханнен-Лэнг А. Пособие по культуроведению к учебнику английского языка для 10–11 классов школ с углубленным изучением языка. – М., Просвещение, 1996–2001.
  7. Чечель И. Метод проектов // Директор школы. – 1998.– №3, 4.

Орбелян А.И.,
учитель английского языка
МОУ СОШ № 2
г. Геленджик
Краснодарский край