Программа эксперимента по предшкольному образованию |
Добавил(а) Ротару Е.Н., Трубина С.М. |
29.06.08 04:40 |
Можно ли уйти от единого «дошкольного образа жизни» и как?1. Тема эксперимента «Построение образовательной программы предшкольного образования студии «Росток» на базе муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги». 2. Исполнитель эксперимента Творческая группа педагогов начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги. Руководитель эксперимента в Гимназии Фролова Н.Я., заместитель директора по учебно – воспитательной работе. 3. Научный руководитель и консультант Научный руководитель: Ворошилова Л.Л., доцент, к.п.н.; консультант: Кушнина Н.В., директор МУ ИМЦ г. Лабытнанги 4. Актуальность темы В соответствии со ст. 17, п.119, п.1, ст. 15 Закона об образовании, с 1.01.2005 года дошкольное образование выведено из системы государственных гарантий, следовательно, не входит в стратегическое пространство национальной образовательной политики. Это стало одновременно и проблемой, и шансом. Проблема: отсутствие гарантированного финансирования и прочных закрепленных на государственном уровне перспектив. Шанс – это путь к вариативности организационных моделей и образовательных программ, к выходу всей системы дошкольного образования на рынок образовательных услуг. В соответствии с этим нами разрабатываются инновационные модели обучения, комбинирующие разные виды деятельности и разные организационные решения. {mosregread}На сегодняшний день развитию системы предшкольного образования препятствует ряд факторов:
Отсутствие возможностей маневрирования ограничивает образовательную программу предшкольного образования, «подавая» ее родителям как «дополнительную услугу». Как правило, развивающие программы для дошкольников внедряются путем искусного маневрирования администраторов МДОУ, «двойной бухгалтерии» и «двойного стандарта». По статистике, в разных регионах России от 30 до 60% детей дошкольного возраста не посещают ДОУ. В г. Лабытнанги таких в настоящее время проживает свыше 1500 человек. Стоимость содержания детей в ДОУ составляет 1600 рублей в месяц (родительская оплата). В микрорайоне Гимназии детей старшего дошкольного возраста, не посещающих МДОУ, 26 человек, а всего в городе таких детей 189 человек. Существующая структура дошкольного образования в городе не полностью выполняет свою основную функцию – формирующее воздействие на период детства в целом (на взросление дошкольников), так как охватывает далеко не всех детей дошкольного возраста. Официальная система ДОУ не вполне удовлетворяет расширяющийся спектр потребностей социального заказа. Сегодня в нашем городе сосуществуют множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; разные семьи нуждаются в совершенно различных – по форме и содержанию – моделях дошкольного образования и многие готовы платить за подобные вариативные услуги. Это приводит к обращению к платным услугам на стороне, где ребенок дошкольного возраста охраняется няней, но остается неподготовлен к школе, либо с ним на ранней стадии занимаются по программе первого класса, что также недопустимо. Указанные факты актуализируют работу по теме: «Построение образовательной программы предшкольного образования студии «Росток» на базе Гимназии города Лабытнанги». В соответствии с календарным планом работ по реализации проекта «Создание и апробация модели центра непрерывного образования « Открытие», получившего грант Губернатора ЯНАО как социально– значимый проект, Гимназией города Лабытнанги было разработано положение о центре непрерывного образования «Открытие» г. Лабытнанги. В рамках этого проекта и была открыта студия «Росток» для выравнивания стартовых возможностей дошкольников. Студия «Росток», создаваемая на добровольной основе, имеет цели:
5. Идея эксперимента: создание в образовательном пространстве Гимназии равных стартовых возможностей для будущих первоклассников независимо от их социального положения. · 6. Замысел эксперимента: включение организации предшкольного образования, т.е. создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников независимо от их социального положения в образовательном пространстве Гимназии будет осуществляться на основе реализации принципов:
Для организации работы студии «Росток» по адаптации и развитию дошкольников в условиях общеобразовательного учреждения ежегодно организуются:
Мы предполагаем с помощью образовательной программы студии «Росток» достичь продуктивного системного сдвига в развитии существующей модели раннего образования в Гимназии г. Лабытнанги в сторону вариативности образовательных программ и способов их организации. Из теоретических разработок следует, что в условиях открытого рыночного пространства в рамках одной образовательной организации – Гимназии г. Лабытнанги – реальным может быть совмещение нескольких вариантов образовательных программ для дошкольников и способов их организации:
Главное – избежать организационно-правовой унификации, ориентированной на абстрактного ребенка. Выбор Гимназии г. Лабытнанги состоит в модели предшкольного образования, образовательная программа и режим которого соответствуют второй группе организации, т. е. студия «Росток» - утренняя либо вечерняя группа (занимающаяся 3-4 раза в неделю по более интенсивным схемам). Мы предполагаем заключать договор с дошкольной организацией или родителями обучающихся (или заменяющими их лицами). Предметом договора дошкольной образовательной организации (школы) и родителя является ответственный выбор относительно образования ребенка. При желании родитель может проконсультироваться со специалистами. Таков кратчайший путь к проектированию индивидуальных (вариативных) образовательных программ периода детства. В Гимназии возможно совмещение нескольких форм предшкольного образования с преимуществом второго способа организации процесса. Дошкольник в студии «Росток» при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мира в мир взрослых людей и разнообразными способами имитирует «проживание» и освоение этого мира. Выпускник студии «Росток» становится учеником первой ступени Гимназии, у которого сформирована социально-психологическая ориентация личности в действительности и сформированы основные психические новообразования:
Студия осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам по адаптации детей дошкольного возраста к школе на базе МОУ Гимназия г. Лабытнанги в соответствии с лицензией и обеспечивает развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы детей; формирование первичных навыков культуры поведения и общения; умения двигаться под музыку; видеть и создавать прекрасное. 7. Объект экспериментирования Образовательный процесс в Гимназии г. Лабытнанги 8. Предмет экспериментирования Содержание и технологии обучения, направленные на «выравнивание стартовых возможностей дошкольников 5-6 лет из разных социальных групп и слоев населения» перед началом систематического обучения в школе, раннюю адаптацию обучающихся к условиям обучения в Гимназии. 9. 1. Педагогическая цель
9.2. Цель эксперимента
10. Задачи
11. Гипотеза Трансформация традиционного института предшкольного образования в формат студии «Росток» по адаптации детей дошкольного возраста к школе проявится в становлении содержания новых видов практик подготовки к школе, приобретении обучающимися Гимназии социально-статусных функций. 12. Диагностический инструментарий Апробация модели предшкольного образования в формате студии «Росток» предполагает проведение системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности предшкольного образования и тенденций саморазвития, включая цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения. Проведение мониторинга в студии «Росток» в процессе работы по предшкольному образованию планируется проводить в два этапа. Первый этап (6-летки) (октябрь 2007 – 2009 г.) Апробация теста «Оценка реальных возможностей ребенка», направленного на выявление состояния пространственного восприятия; состояния зрительного восприятия; состояния моторики и зрительно-моторных координаций; умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличия интуитивных дочисловых представлений; умения сравнивать два множества по числу элементов; развития фонематического слуха и восприятия. Второй этап (апрель – май 2008 – 2010 г.) Апробация теста «Оценка готовности к школе», выявляющего сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец предшкольного обучения: а) готовность детей к обучению в школе (результаты анкетирования учителей), б) уровень понимания детьми объяснений на занятиях, в) организации своей деятельности на уроках, г) общения детей друг с другом, д) общения с учителями, е) тревожности на уроках; апробация компьютерной диагностики «Готовность ребенка к школе», выявляющей развитие познавательных процессов детей. В результате мониторинга эффективности используемых в студии «Росток» методик будут выявлены:
Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, разного типа интервью, тексты контрольных работ, тесты, экспериментальные дидактические материалы. 13. Критерии оценки ожидаемых результатов
качественные критерии:
количественные критерии:
14. Сроки эксперимента Начало эксперимента – 08.2007 г., окончание – 08.2010 г. 15. Этапы эксперимента I этап (2007-2008 учебный год)
II этап (2008-2009 учебный год)
III этап (2009-2010 годы)
16. Прогноз возможных негативных последствий Несмотря на реализацию целей и задач предшкольного образования, увеличение процента охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием, останутся дети, которые будут не охвачены предшкольным образованием или образованием детского сада, что не позволит выравнивать стартовые возможности всех дошкольников из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс. Может не получиться значительное повышение качества дошкольного образования, а также удовлетворение запроса родителей на подготовку их детей к обучению в школе. Переход на предшкольное образование может не позволить всем образовательным учреждениям обеспечить преемственность дошкольного и начального образования, сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений. Может произойти замедление темпов прохождения тем, отклонение от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативные изменения в учащихся, особенно в условиях изменения стандарта образования. 17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий Для устранения возможных негативных последствий можно запланировать управляющие воздействия со стороны экспериментаторов, устраняющие их, а также - своевременное внесение корректив в ход эксперимента. 18. Состав участников эксперимента Педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги, педагогические коллективы МДОУ по договору, обучающиеся студии «Росток», родители обучающихся (законные представители), медицинский персонал Гимназии г. Лабытнанги. 19. Функциональные обязанности Заместитель директора по УВР – руководитель эксперимента. Заместитель директора по СПСО – руководитель группы мониторинга. Заместитель директора по НМР – руководитель группы научнометодического и учебнометодического обеспечения проведения эксперимента, осуществляющий разработку программы эксперимента, образовательной программы предшкольного образования в Гимназии, отслеживающий ход эксперимента. Учителя Гимназии г. Лабытнанги – разработчики и исполнители учебных образовательных программ. 20. База эксперимента Группа обучающихся студии предшкольного образования «Росток» Гимназии г. Лабытнанги. 21. Масштаб эксперимента Продолжительность эксперимента по времени и охват по объему материала составляет три года с 2007 по 2009 годы. Эксперимент охватывает педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги, коллективы МДОУ «Золотой ключик», «Белоснежка», «Сказка», «Катюша», «Колобок» 22. Тип эксперимента Эксперимент носит формирующий характер. 23. Статус эксперимента Эксперимент носит локальный характер, уровень образовательного учреждения (приказ МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги» №267 от 18.09.2007 года). 24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики Образовательная программа предшкольного образования, статья, отчет, методические рекомендации, программа и пр. 25. Научно-методическая обеспеченность эксперимента Повышение профессионального уровня педагогов будет осуществляться через:
{/mosregread}В рамках научно-методического сопровождения модели предшкольного образования планируется:
В процессе реализации модели предшкольного образования Гимназия предполагает сотрудничество с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва); Управлением образования (г. Лабытнанги), Департаментом образования, ведущими педагогическими издательствами страны. Ротару Е.Н., Трубина С.М., |