TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

ПИЭР – программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Савельев Д.С., Вершинин В.Н.   
27.12.08 03:00

Как определить содержание и результативность ПИЭР в регионе?

(продолжение)

У людей, далеких от науки, педагогический эксперимент издавна вызывал некоторое недоумение – разве можно экспериментировать на детях? Но педагоги-практики по собственному опыту знают, что вся педагогическая деятельность – это непрерывный поиск новых решений, поиск выхода из нестандартных ситуаций, которые в неограниченном количестве предоставляют дети своим наставникам. В определенном смысле педагог-практик непрерывно экспериментирует над собою, над детьми, над их родителями и даже над своими коллегами. Только этот нескончаемый эксперимент идет в довольно ограниченных рамках индивидуального поиска лично эффективных вариаций дидактических решений.

В случае ПИЭР (программы поисковой исследовательской и экспериментальной работы) эксперимент вышел далеко за рамки личного арсенала дидактических средств. Изменениям практически одновременно подверглись организационные формы обучения, содержание образования, педагогические технологии и другие элементы того целостного явления, которое представ ляет собою педагогическая система. В принципе, попытки такого рода системных изменений российскому образованию хорошо знакомы по многочисленным реформам. Но они задумывались, более-менее готовились, получали санкции на реализацию и проводились исключительно сверху. На сей раз преобразования пошли снизу, без каких-либо предварительных проработок и санкций со стороны РАО или Министерства просвещения России.

Сейчас, по прошествии более десятка лет с начала эксперимента, уже можно говорить о том, что эксперимент вывел образование области из застоя, а то и из кризиса и, следовательно, был оправдан.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПИЭР
в образовательных учреждениях Ульяновской области

1. Главные цели областной программы ПИЭР:

1.1. Разработка нормативных, организационных, содержательных, учебно-методических, научнометодических, кадровых и управленческих основ развития региональной системы образования.

{mosregread}1.2. Обеспечение организационного единства требований и действий, системности, научной обоснованности, целесообразности и планомерности инноваций и экспериментов; управляемости, результативности и эффективности преобразований.

Основным (общим) предметом исследований, наблюдений, экспериментальной проверки и отработки в рамках областной целевой программы является влияние нового содержания и организации образования, основанных на принципах, изложенных в законе РФ «Об образовании», на качество образования, здоровье и социальную успешность выпускников, престиж образовательных учреждений (ОУ) среди учащихся, населения, других образовательных учреждений.

Объекты исследований и экспериментов: педагогические системы ОУ различного типа и вида; районно-территориальные системы образования; отдельные компоненты педагогических образовательных систем.

2. Основные (целевые) задачи Программы:

2.1. Поиск, разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений современных информационных технологий в сфере управления и организации образовательного процесса.

2.2. Поиск, разработка и апробация здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОУ.

2.3. Обновление в соответствии с современными требованиями содержания, форм и методов дошкольного и школьного общего образования, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, воспитательной работы в ОУ.

2.4. Поиск, разработка и апробация в условиях области современных педагогических технологий, направленных на решение двуединой задачи: оптимизации и гуманизации образовательного процесса.

2.5. Разработка научно-методических основ перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения.

2.6. Завершение разработки типовых региональных концептуальных и структурно-функциональных моделей ОУ различного типа и вида с основным нормативным, организационным и методическим обеспечением.

2.7. Разработка, экспериментальная проверка типовых (региональных) структурных моделей образовательных программ и учебных планов различного типа и вида (профиля); регионального и школьного компонентов содержания образования.

2.8. Поиск, разработка и экспериментальная отработка содержания структурных компонентов разнотипных образовательных программ: систем учебных программ по областям знаний; сквозных учебных программ по базисным и дополнительным предметам и образовательным областям; сквозных учебных программ интегративного и интегрирующего характера, обеспечивающих целостность, реализацию целей и социальной направленности образования, его уровневую, профильную и индивидуальную дифференциацию.

2.9. Поиск, адаптация, разработка, экспериментальная отработка учебно-научно-методических комплексов, обеспечивающих открытое образование, самообразование, семейное образование, экстернат и другие новые формы получения образования.

2.10. Поиск, обобщение мирового и отечественного опыта, адаптация к региональным условиям и целевым задачам образовательных учреждений новых форм и способов индивидуализации образования .и соответствующих систем контроля, оценки знаний и аттестации учащихся на различных ступенях обучения.

2.11. Экспериментальная проверка стандартизированных методик комплексной психофизиологической, медико-психолого-педагогической, социальнопсихологической диагностики и коррекции развития детей и молодежи.

2.12. Разработка моделей гибкой адаптивной организации образования с уровневой, профильной, индивидуальной дифференциацией и вариативностью содержания, направленности, темпов и характера образования в условиях массовой образовательной школы, а также учреждениях повышенного и коррекционно-компенсирующего образования.

2.13. Поиск новых форм и содержания непрерывного профессионального самообразования и совершенствования педагогов; совершенствование механизма отбора, подготовки и переподготовки кадров образования.

2.14. Проектирование и обработка новых моделей управления образовательным учреждением, разработка нормативных, организационных, методических и технологических основ функциональных служб, обеспечивающих внедрение нового содержания и организации образования.

2.15. Целенаправленная поддержка массовой средней школы, научное и организационное содействие обновлению и повышению качества общедоступного образования.

2.16. Целенаправленная поддержка и содействие обновлению содержания и организации деятельности сельских образовательных учреждений, территориальных систем образования сельских районов; сельских школ с малой наполняемостью; созданию в сельской местности новых гибких и адаптивных форм получения качественного образования.

II. Принципы организации ПИЭР

1. Подчинение всей работы на уровне области единой цели, с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в рамках которых возможны конкретизация и выдвижение дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.

2. Поэтапная реализация целей и программных задач каждым образовательным учреждением, включающимся в ПИЭР.

3. Оптимизация областной площадки экспериментальных ОУ на основе:

3.1. Обеспечения достаточного количества ОУ, разрабатывающих приоритетные направления развития областной системы образования.

3.2. Представительства в программе всех основных видов и типов ОУ, а также всех городов и районов Ульяновской области.

3.3. Разноуровневый характер ПИЭР по темпам и характеру реализации цели, но последовательное прохождение каждым ОУ, включенным в областную целевую программу, обязательных ступеней (уровней) ПИЭР:

1) экспериментально-поисковая работа на уровне района, создание задела для последующего решения областных программных задач; выдвижение районом на участие в областной программе;

2) статус областного экспериментального учреждения - разработка структурно-функциональной, организационной, нормативной моделей нового ОУ, структуры образовательных программ и программ развития;

3) статус областной экспериментальной площадки - разработка комплексно-целевой программы развития ОУ и учебно-научно-методического обеспечения нового содержания и организации образования; обобщение первых результатов ПИЭР, определение степени их эффективности;

4) статус областного научно-методического центра ПИЭР - подготовка областных типовых нормативно-правовых, учебно-методических материалов и проектов документов, обязательная организация методической помощи ОУ области; подготовка научного отчета;

5) статус областного опорного ОУ - обобщение и трансляция опыта; системная научно-методическая работа по распространению и внедрению инновационного педагогического опыта в ОУ Ульяновской области;

6) Обязательное календарное и организационное планирование ПИЭР по годам с описанием задач и технических заданий; промежуточных результатов, форм и перечня готовой продукции, состава исполнителей и соответствующего объема и качества работ и готовой продукции;

7) Исключение из программы, прекращение областного ПИЭР в ОУ на любой стадии при отсутствии результатов за год или невыполнения функций, предписанных статусом.

III. Ожидаемые результаты

1. Повышение ответственности ОУ за условия и результаты экспериментирования и органов управления образованием за обеспечение целесообразности, системности, научной обоснованности экспериментов и инноваций.

2. Повышение разнообразия образовательных услуг и форм образовательной деятельности, наиболее полное удовлетворение разнообразных культурнообразовательных потребностей и интересов населения при сохранении общедоступности государственных учреждений.

3. Создание более благоприятных условий для получения образования, физического и духовного развития учащихся, их социальной адаптации и профессионального самоопределения.

4. Создание новой системы методической работы и управления в ОУ и на уровне районов.

5. Приобретение опыта дифференцированного бюджетного финансирования.

IV. Основные критерии и показатели эффективности ПИЭР в ОУ

1. Результативность деятельности ОУ:

1.1 Изменение уровня образования учащихся по основным областям знаний.

1.2. Изменение уровня общекультурного развития учащихся.

1.3. Степень использования и развития индивидуального потенциала учащихся.

1.4. Изменение состояния здоровья школьников и учителей в процессе обучения под влиянием школьных факторов.

1.5. Изменение степени привлекательности ОУ для учеников, родителей, населения.

1.6 Уровень доступности образования и образовательных услуг для населения.

1.7. Степень освоения новых технологий, методик, программ.

1.8. Масштабность преобразований: количество включенных объектов и критериев.

1.9. Характер (тип) преобразований: системный, модульный, локальный.

2. Комфортность

2.1. Уровень изменения комфортности материальной среды (санитарно-гигиенические, материально-технические условия).

2.2. Изменение характера организации учебного труда и образовательной деятельности:

  • физиологическая обоснованность режима работы, расписания занятий, интенсивности ежедневной и еженедельной нагрузки учащихся, разнообразие форм образовательной деятельности и образовательных услуг;
  • наличие форм открытого и дополнительного образования, многообразие и активность форм учебных занятий, гибкость, адаптивность формирования групп, классов, потоков;
  • наличие ситуации выбора содержания, форм обучения, способов получения образования.

2.3 Характер взаимоотношений в школьном коллективе (социально- и нравственно-психологический микроклимат).

3. Обеспеченность образовательного процесса и образовательной деятельности

3.1. Изменение уровня учебно-материальной оснащенности учебных кабинетов и лабораторий, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых помещений, площадок; компьютерной техникой, учебной, справочной, энциклопедической, научнометодической литературой.

3.2. Уровень нормативно-правовой и организационно-функ циональной обеспеченности:

  • наличие и качество пакета нормативно-правовых документов ОУ;
  • наличие и качество программы мер по развитию школы; программы ПИЭР.

3.3. Уровень учебно и научно-методической обеспеченности:

  • наличие и качество образовательных программ, учебных программ по предметам, программ спецкурсов, программ дополнительного образования и образовательных услуг;
  • количество и качество авторских методических разработок;
  • количество спецкурсов, предлагаемых одному ученику на выбор;
  • наличие и качество программы научно-методической работы;
  • наличие и качество программ «Здоровье», «Социально-педагогическая поддержка и реабилитация»;
  • наличие и качество методик отбора учащихся в классы различных ступеней, направленности и характер обучения;
  • наличие методик и результатов комплексного наблюдения за результативностью обучения, самочувствием и развитием учащихся по ступеням обучения.

3.4. Изменение кадровой обеспеченности:

  • изменение качественного состава педагогических кадров;
  • наличие специально подготовленных (переподготовленных) учителей для специализированных классов, групп;
  • наличие специалистов, обеспечивающих диагностику, анализ, прогноз, коррекцию обучения, воспитания, управления, дополнительное образование.

3.5. Изменение уровня и характер управления:

  • соответствие модели управления структуре, содержанию, функциям ОУ, реализуемых образовательных программ, форм и направлениям образовательной деятельности;
  • степень включенности учителей, учеников и родителей в соуправление;
  • степень включенности педагогических работников в поисково-исследовательскую, экспериментальную, инновационную работу;
  • соответствие содержания и организации методической работы задачам развития ОУ.

V. Критерии оценки качества материалов и разработок (научно-педагогической продукции), полученных в результате ПИЭР

1. Актуальность представленного опыта (социальная потребность, практическая значимость, педагогическая необходимость).

2. Степень аналитической и прогностической обоснованности нововведений (анализ ситуации, выявление проблем, требующих решения, прогноз эффекта и эффективности, наличие статистического материала по наблюдению за его внедрением).

3. Степень новизны представленного опыта (отсутствие аналогов в педагогической практике, степень авторства, творчества в обосновании, разработке, внедрении).

4. Разработанность (целостность, системность, связь с другими видами и направлениями деятельности).

5. Гуманистический характер и направленность представленного опыта (степень доступности для учащихся, возможность индивидуализации учебновоспитательного процесса, их социальной и психологической комфортности, добровольности и вовлеченности).

6. Организационно-методическая обеспеченность (наличие стратегических планов и планов-графиков реализации новых технологий, программ, методик).

VI. Финансирование программы

1. Финансирование программ осуществляется из средств учредителей ОУ - участников ПИЭР.

2. Основанием для открытия финансирования является приказ начальника управления образования Ульяновской области.

3. Финансирование осуществляется в соответствии с нормами и объемами, изложенными в Положении о ПИЭР и Положении об Областном экспертном совете по ПИЭР.

VII. Срок действия программы

1. Программа вступает в силу с момента ее принятия на Коллегии управления образования Ульяновской области.

2. Программа рассчитана на 5-летний срок с момента ее принятия.

 

Приложение 1

Классификация ПИЭР

Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы. Основные разновидности ПИЭР, дифференцируемые по этим основаниям, показаны в табл. 1.

Таблица 1

Классификация видов ПИЭР

Основания классификации Виды ПИЭР
1. Характер решаемых проблем и ожидаемых результатов

1. Фундаментальные исследования.

2. Прикладные исследования.

3. Разработки.

4. Целенаправленный поиск, разработка и экспериментальная проверка новых образцов педагогического опыта.

5. Внедрение инновационного педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений.

2. Состав авторов-исполнителей

1. Индивидуальная ПИЭР.

2. Коллективная ПИЭР.

3. Характер мотивации

1. Инициативная ПИЭР (начинающаяся по инициативе самого образовательного учреждения).

2. Заказная ПИЭР (по инициативе из-вне).

4. Уровень объекта исследования и эксперимента в структуре педагогической системы 1. Локальные исследования (изменения).
2. Модульные исследования (изменения).
3. Системные исследования (изменения).

5. Компонент педагогической системы, избранный в качестве объекта исследования (эксперимента).

* Объектом ПИЭР может быть также педа гогиче ска я система в целом.

1. Цели образования.

2. Содержание образования.

3. Технологии образования (формы средства, методы, приемы и их сочетания).

4. Организация образовательной деятельности.

5. Особенности учащихся и абитуриентов.

6. Особенности педагогов.

7. Особенности управления образовательным учреждением.

6. Степень актуальности темы ПИЭР.

1. Достаточно актуальная.

2. Актуальная.

3. Высокоактуальная.

7. Длительность исследования (эксперимента).

1. Оперативное (продолжительностью менее года).

2. Среднесрочное (продолжительностью 1 год).

3. Длительная, перспективная ПИЭР (2 и более лет).

8. Масштаб экспериментальной базы исследования.

1. ПИЭР на базе малой экспериментальной площадки (1-2 класса).

2. ПИЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов).

3. ПИЭР на базе общешкольной экспериментальной площадки (участвует большая часть коллектива школы).

4. ПИЭР на базе объединения нескольких образовательных учреждений.

9. Статус образовательного учреждения, ведущего ПИЭР.

1. Кандидат в областную программу ПИЭР

2. Областная экспериментальная площадка.

3. Областной научно-методический центр.

10. Уровень административной подчиненности ПИЭР

1. Районный.

2. Городской.

3. Областной.

 

Приложение 2

Критерии актуальности ПИЭР

1. Актуальность темы (проблемы) ПИЭР зависит от степени разработанности ее в педагогической науке и практике и от степени остроты потребности региона в разработке этой темы (решении проблемы).

2. Степень актуальности темы определяется по ее показателям при помощи табл. 2.

Таблица 2

Определение степени актуальности темы (проблемы) ПИЭР

  Степень разработанности темы (проблемы) в педагогической науке и практике
Потребность региона в разработке темы (проблемы) достаточно разработана недостаточно разработана не разработана
острая достаточно актуальна актуальна высокоактуальна
достаточно острая достаточно актуальна актуальна актуальна
незначительная неактуальна достаточно актуальна актуальна

Степень разработанности темы (проблемы) в педагогической науке и практике определяется компетентными экспертами по следующим критериям:

1. тема достаточно разработана, если в педагогической литературе имеется большое количество публикаций разных уровней обобщения, раскрывающих основные стороны исследуемого вопроса, и неясными остаются только отдельные аспекты темы (проблемы);

2. тема недостаточно разработана, если в педагогической литературе имеется небольшое количествопубликаций, недостаточно полно, зачастую противоречиво раскрывающих основные стороны исследуемого вопроса (проблемы);

3. тема не разработана, если в педагогической литературе практически отсутствуют публикации, раскрывающие основные стороны исследуемого вопроса (проблемы).{/mosregread}

Приложение 3

Основные этапы ПИЭР

1. Предварительный этап (до вступления в программу ПИЭР). Срок не ограничен.

Основные задачи:

  • анализ проблемной ситуации, выявление уровня описания ее в научной литературе.
  • определение объекта, предмета исследования (эксперимента), формулирование его основной цели и задач; выдвижение гипотез;
  • разработка программы исследования (эксперимента).

2. Концептуально-методологический этап (в статусе кандидата в областную программу ПИЭР). Срок до одного года: с момента утверждения программы Областным экспертным советом до решения коллегии Главного управления образования о присвоении (отказе в присвоении) образовательному учреждению статуса областной экспериментальной площадки.

Основные задачи:

  • развертывание программы исследования (эксперимента) в концепцию;
  • поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования (эксперимента).

3. Организационно-практический этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок данного этапа определяется продолжительностью программы исследования, однако, независимо от этого финансирование исследования (эксперимента) открывается сроком на 1 учебный год: с 1 сентября до 31 августа. По истечении года финансирование исследования (эксперимента) может быть прекращено или продолжено соответствующими органами управления образованием на основании решения Областного экспертного совета.

Основные задачи:

  • реализация опытно-экспериментальной части ПИЭР;
  • подготовка отчетных материалов в соответствии с техническими заданиями, ежегодно определяемыми Областным экспертным советом.

4. Обобщающий этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок 1 учебный год.

Основные задачи:

  • анализ полученных результатов, обоснование истинности или ложности выдвинутых гипотез;
  • оформление результатов ПИЭР в виде научного отчета.

5. Этап распространения инновационного педагогического опыта (в статусе областного научно-методического центра). Срок (до 2 учебных лет) определяется областным экспертным советом в зависимости от объема предполагаемых работ.

  • подготовка и реализация проекта распространения инновационного педагогического опыта.

 

Приложение 4

Результаты ПИЭР

1. Существуют две разновидности результатов ПИЭР: тексты, содержащие решение каких-либо научных и практических проблем, и реальные педагогические объекты, демонстрирующие возможности и способы разрешения этих проблем.

2. Текстовые результаты ПИЭР оформляются в виде научного отчета, статьи, монографии и других форм научной продукции.

3. Инновационный педагогический опыт также подлежит обобщению и описанию.

4. Самостоятельными результатами ПИЭР являются также отдельные материалы и документы, созданные в ходе реализации и обеспечивающие функционирование инновационного опыта. К их числу относится: концепция, модель, положение, устав, структура и механизмы управления, образовательные программы, учебные программы, учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические рекомендации для учителей и учащихся, учебное оборудование и другие средства обучения, отдельные методики, критерии, нормы, используемые в ходе исследовательской образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении.

5. Результаты ПИЭР являются интеллектуальной собственностью исследователей. Участвуя в программе ПИЭР, исследователи безвозмездно передают образцы разработанных материалов в Областной экспертный совет для использования в интересах развития образования Ульяновской области. Областной экспертный совет определяет место хранения и порядок использования этих материалов. Публикация и коммерческое использование материалов ПИЭР осуществляется только с согласия авторов.

6. Ожидаемые промежуточные и итоговые результаты ПИЭР, включённые в областную целевую программу, фиксируются в организационных планах на каждый год и описываются в технических заданиях для каждого образовательного учреждения.

Савельев Д.С.,
Вершинин В.Н.,

ИПКПРО
г. Ульяновск