Как определить содержание и результативность ПИЭР в регионе?
(продолжение)
У людей, далеких от науки, педагогический эксперимент издавна вызывал некоторое недоумение – разве можно экспериментировать на детях? Но педагоги-практики по собственному опыту знают, что вся педагогическая деятельность – это непрерывный поиск новых решений, поиск выхода из нестандартных ситуаций, которые в неограниченном количестве предоставляют дети своим наставникам. В определенном смысле педагог-практик непрерывно экспериментирует над собою, над детьми, над их родителями и даже над своими коллегами. Только этот нескончаемый эксперимент идет в довольно ограниченных рамках индивидуального поиска лично эффективных вариаций дидактических решений.
В случае ПИЭР (программы поисковой исследовательской и экспериментальной работы) эксперимент вышел далеко за рамки личного арсенала дидактических средств. Изменениям практически одновременно подверглись организационные формы обучения, содержание образования, педагогические технологии и другие элементы того целостного явления, которое представ ляет собою педагогическая система. В принципе, попытки такого рода системных изменений российскому образованию хорошо знакомы по многочисленным реформам. Но они задумывались, более-менее готовились, получали санкции на реализацию и проводились исключительно сверху. На сей раз преобразования пошли снизу, без каких-либо предварительных проработок и санкций со стороны РАО или Министерства просвещения России.
Сейчас, по прошествии более десятка лет с начала эксперимента, уже можно говорить о том, что эксперимент вывел образование области из застоя, а то и из кризиса и, следовательно, был оправдан.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПИЭР в образовательных учреждениях Ульяновской области
1. Главные цели областной программы ПИЭР:
1.1. Разработка нормативных, организационных, содержательных, учебно-методических, научнометодических, кадровых и управленческих основ развития региональной системы образования.
{mosregread}1.2. Обеспечение организационного единства требований и действий, системности, научной обоснованности, целесообразности и планомерности инноваций и экспериментов; управляемости, результативности и эффективности преобразований.
Основным (общим) предметом исследований, наблюдений, экспериментальной проверки и отработки в рамках областной целевой программы является влияние нового содержания и организации образования, основанных на принципах, изложенных в законе РФ «Об образовании», на качество образования, здоровье и социальную успешность выпускников, престиж образовательных учреждений (ОУ) среди учащихся, населения, других образовательных учреждений.
Объекты исследований и экспериментов: педагогические системы ОУ различного типа и вида; районно-территориальные системы образования; отдельные компоненты педагогических образовательных систем.
2. Основные (целевые) задачи Программы:
2.1. Поиск, разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений современных информационных технологий в сфере управления и организации образовательного процесса.
2.2. Поиск, разработка и апробация здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОУ.
2.3. Обновление в соответствии с современными требованиями содержания, форм и методов дошкольного и школьного общего образования, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, воспитательной работы в ОУ.
2.4. Поиск, разработка и апробация в условиях области современных педагогических технологий, направленных на решение двуединой задачи: оптимизации и гуманизации образовательного процесса.
2.5. Разработка научно-методических основ перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения.
2.6. Завершение разработки типовых региональных концептуальных и структурно-функциональных моделей ОУ различного типа и вида с основным нормативным, организационным и методическим обеспечением.
2.7. Разработка, экспериментальная проверка типовых (региональных) структурных моделей образовательных программ и учебных планов различного типа и вида (профиля); регионального и школьного компонентов содержания образования.
2.8. Поиск, разработка и экспериментальная отработка содержания структурных компонентов разнотипных образовательных программ: систем учебных программ по областям знаний; сквозных учебных программ по базисным и дополнительным предметам и образовательным областям; сквозных учебных программ интегративного и интегрирующего характера, обеспечивающих целостность, реализацию целей и социальной направленности образования, его уровневую, профильную и индивидуальную дифференциацию.
2.9. Поиск, адаптация, разработка, экспериментальная отработка учебно-научно-методических комплексов, обеспечивающих открытое образование, самообразование, семейное образование, экстернат и другие новые формы получения образования.
2.10. Поиск, обобщение мирового и отечественного опыта, адаптация к региональным условиям и целевым задачам образовательных учреждений новых форм и способов индивидуализации образования .и соответствующих систем контроля, оценки знаний и аттестации учащихся на различных ступенях обучения.
2.11. Экспериментальная проверка стандартизированных методик комплексной психофизиологической, медико-психолого-педагогической, социальнопсихологической диагностики и коррекции развития детей и молодежи.
2.12. Разработка моделей гибкой адаптивной организации образования с уровневой, профильной, индивидуальной дифференциацией и вариативностью содержания, направленности, темпов и характера образования в условиях массовой образовательной школы, а также учреждениях повышенного и коррекционно-компенсирующего образования.
2.13. Поиск новых форм и содержания непрерывного профессионального самообразования и совершенствования педагогов; совершенствование механизма отбора, подготовки и переподготовки кадров образования.
2.14. Проектирование и обработка новых моделей управления образовательным учреждением, разработка нормативных, организационных, методических и технологических основ функциональных служб, обеспечивающих внедрение нового содержания и организации образования.
2.15. Целенаправленная поддержка массовой средней школы, научное и организационное содействие обновлению и повышению качества общедоступного образования.
2.16. Целенаправленная поддержка и содействие обновлению содержания и организации деятельности сельских образовательных учреждений, территориальных систем образования сельских районов; сельских школ с малой наполняемостью; созданию в сельской местности новых гибких и адаптивных форм получения качественного образования.
II. Принципы организации ПИЭР
1. Подчинение всей работы на уровне области единой цели, с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в рамках которых возможны конкретизация и выдвижение дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.
2. Поэтапная реализация целей и программных задач каждым образовательным учреждением, включающимся в ПИЭР.
3. Оптимизация областной площадки экспериментальных ОУ на основе:
3.1. Обеспечения достаточного количества ОУ, разрабатывающих приоритетные направления развития областной системы образования.
3.2. Представительства в программе всех основных видов и типов ОУ, а также всех городов и районов Ульяновской области.
3.3. Разноуровневый характер ПИЭР по темпам и характеру реализации цели, но последовательное прохождение каждым ОУ, включенным в областную целевую программу, обязательных ступеней (уровней) ПИЭР:
1) экспериментально-поисковая работа на уровне района, создание задела для последующего решения областных программных задач; выдвижение районом на участие в областной программе;
2) статус областного экспериментального учреждения - разработка структурно-функциональной, организационной, нормативной моделей нового ОУ, структуры образовательных программ и программ развития;
3) статус областной экспериментальной площадки - разработка комплексно-целевой программы развития ОУ и учебно-научно-методического обеспечения нового содержания и организации образования; обобщение первых результатов ПИЭР, определение степени их эффективности;
4) статус областного научно-методического центра ПИЭР - подготовка областных типовых нормативно-правовых, учебно-методических материалов и проектов документов, обязательная организация методической помощи ОУ области; подготовка научного отчета;
5) статус областного опорного ОУ - обобщение и трансляция опыта; системная научно-методическая работа по распространению и внедрению инновационного педагогического опыта в ОУ Ульяновской области;
6) Обязательное календарное и организационное планирование ПИЭР по годам с описанием задач и технических заданий; промежуточных результатов, форм и перечня готовой продукции, состава исполнителей и соответствующего объема и качества работ и готовой продукции;
7) Исключение из программы, прекращение областного ПИЭР в ОУ на любой стадии при отсутствии результатов за год или невыполнения функций, предписанных статусом.
III. Ожидаемые результаты
1. Повышение ответственности ОУ за условия и результаты экспериментирования и органов управления образованием за обеспечение целесообразности, системности, научной обоснованности экспериментов и инноваций.
2. Повышение разнообразия образовательных услуг и форм образовательной деятельности, наиболее полное удовлетворение разнообразных культурнообразовательных потребностей и интересов населения при сохранении общедоступности государственных учреждений.
3. Создание более благоприятных условий для получения образования, физического и духовного развития учащихся, их социальной адаптации и профессионального самоопределения.
4. Создание новой системы методической работы и управления в ОУ и на уровне районов.
5. Приобретение опыта дифференцированного бюджетного финансирования.
IV. Основные критерии и показатели эффективности ПИЭР в ОУ
1. Результативность деятельности ОУ:
1.1 Изменение уровня образования учащихся по основным областям знаний.
1.2. Изменение уровня общекультурного развития учащихся.
1.3. Степень использования и развития индивидуального потенциала учащихся.
1.4. Изменение состояния здоровья школьников и учителей в процессе обучения под влиянием школьных факторов.
1.5. Изменение степени привлекательности ОУ для учеников, родителей, населения.
1.6 Уровень доступности образования и образовательных услуг для населения.
1.7. Степень освоения новых технологий, методик, программ.
1.8. Масштабность преобразований: количество включенных объектов и критериев.
1.9. Характер (тип) преобразований: системный, модульный, локальный.
2. Комфортность
2.1. Уровень изменения комфортности материальной среды (санитарно-гигиенические, материально-технические условия).
2.2. Изменение характера организации учебного труда и образовательной деятельности:
- физиологическая обоснованность режима работы, расписания занятий, интенсивности ежедневной и еженедельной нагрузки учащихся, разнообразие форм образовательной деятельности и образовательных услуг;
- наличие форм открытого и дополнительного образования, многообразие и активность форм учебных занятий, гибкость, адаптивность формирования групп, классов, потоков;
- наличие ситуации выбора содержания, форм обучения, способов получения образования.
2.3 Характер взаимоотношений в школьном коллективе (социально- и нравственно-психологический микроклимат).
3. Обеспеченность образовательного процесса и образовательной деятельности
3.1. Изменение уровня учебно-материальной оснащенности учебных кабинетов и лабораторий, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых помещений, площадок; компьютерной техникой, учебной, справочной, энциклопедической, научнометодической литературой.
3.2. Уровень нормативно-правовой и организационно-функ циональной обеспеченности:
- наличие и качество пакета нормативно-правовых документов ОУ;
- наличие и качество программы мер по развитию школы; программы ПИЭР.
3.3. Уровень учебно и научно-методической обеспеченности:
- наличие и качество образовательных программ, учебных программ по предметам, программ спецкурсов, программ дополнительного образования и образовательных услуг;
- количество и качество авторских методических разработок;
- количество спецкурсов, предлагаемых одному ученику на выбор;
- наличие и качество программы научно-методической работы;
- наличие и качество программ «Здоровье», «Социально-педагогическая поддержка и реабилитация»;
- наличие и качество методик отбора учащихся в классы различных ступеней, направленности и характер обучения;
- наличие методик и результатов комплексного наблюдения за результативностью обучения, самочувствием и развитием учащихся по ступеням обучения.
3.4. Изменение кадровой обеспеченности:
- изменение качественного состава педагогических кадров;
- наличие специально подготовленных (переподготовленных) учителей для специализированных классов, групп;
- наличие специалистов, обеспечивающих диагностику, анализ, прогноз, коррекцию обучения, воспитания, управления, дополнительное образование.
3.5. Изменение уровня и характер управления:
- соответствие модели управления структуре, содержанию, функциям ОУ, реализуемых образовательных программ, форм и направлениям образовательной деятельности;
- степень включенности учителей, учеников и родителей в соуправление;
- степень включенности педагогических работников в поисково-исследовательскую, экспериментальную, инновационную работу;
- соответствие содержания и организации методической работы задачам развития ОУ.
V. Критерии оценки качества материалов и разработок (научно-педагогической продукции), полученных в результате ПИЭР
1. Актуальность представленного опыта (социальная потребность, практическая значимость, педагогическая необходимость).
2. Степень аналитической и прогностической обоснованности нововведений (анализ ситуации, выявление проблем, требующих решения, прогноз эффекта и эффективности, наличие статистического материала по наблюдению за его внедрением).
3. Степень новизны представленного опыта (отсутствие аналогов в педагогической практике, степень авторства, творчества в обосновании, разработке, внедрении).
4. Разработанность (целостность, системность, связь с другими видами и направлениями деятельности).
5. Гуманистический характер и направленность представленного опыта (степень доступности для учащихся, возможность индивидуализации учебновоспитательного процесса, их социальной и психологической комфортности, добровольности и вовлеченности).
6. Организационно-методическая обеспеченность (наличие стратегических планов и планов-графиков реализации новых технологий, программ, методик).
VI. Финансирование программы
1. Финансирование программ осуществляется из средств учредителей ОУ - участников ПИЭР.
2. Основанием для открытия финансирования является приказ начальника управления образования Ульяновской области.
3. Финансирование осуществляется в соответствии с нормами и объемами, изложенными в Положении о ПИЭР и Положении об Областном экспертном совете по ПИЭР.
VII. Срок действия программы
1. Программа вступает в силу с момента ее принятия на Коллегии управления образования Ульяновской области.
2. Программа рассчитана на 5-летний срок с момента ее принятия.
Приложение 1
Классификация ПИЭР
Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы. Основные разновидности ПИЭР, дифференцируемые по этим основаниям, показаны в табл. 1.
Таблица 1
Классификация видов ПИЭР
Основания классификации |
Виды ПИЭР |
1. Характер решаемых проблем и ожидаемых результатов |
1. Фундаментальные исследования.
2. Прикладные исследования.
3. Разработки.
4. Целенаправленный поиск, разработка и экспериментальная проверка новых образцов педагогического опыта.
5. Внедрение инновационного педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений.
|
2. Состав авторов-исполнителей |
1. Индивидуальная ПИЭР.
2. Коллективная ПИЭР.
|
3. Характер мотивации |
1. Инициативная ПИЭР (начинающаяся по инициативе самого образовательного учреждения).
2. Заказная ПИЭР (по инициативе из-вне).
|
4. Уровень объекта исследования и эксперимента в структуре педагогической системы |
1. Локальные исследования (изменения). 2. Модульные исследования (изменения). 3. Системные исследования (изменения). |
5. Компонент педагогической системы, избранный в качестве объекта исследования (эксперимента).
* Объектом ПИЭР может быть также педа гогиче ска я система в целом.
|
1. Цели образования.
2. Содержание образования.
3. Технологии образования (формы средства, методы, приемы и их сочетания).
4. Организация образовательной деятельности.
5. Особенности учащихся и абитуриентов.
6. Особенности педагогов.
7. Особенности управления образовательным учреждением.
|
6. Степень актуальности темы ПИЭР. |
1. Достаточно актуальная.
2. Актуальная.
3. Высокоактуальная.
|
7. Длительность исследования (эксперимента). |
1. Оперативное (продолжительностью менее года).
2. Среднесрочное (продолжительностью 1 год).
3. Длительная, перспективная ПИЭР (2 и более лет).
|
8. Масштаб экспериментальной базы исследования. |
1. ПИЭР на базе малой экспериментальной площадки (1-2 класса).
2. ПИЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов).
3. ПИЭР на базе общешкольной экспериментальной площадки (участвует большая часть коллектива школы).
4. ПИЭР на базе объединения нескольких образовательных учреждений.
|
9. Статус образовательного учреждения, ведущего ПИЭР. |
1. Кандидат в областную программу ПИЭР
2. Областная экспериментальная площадка.
3. Областной научно-методический центр.
|
10. Уровень административной подчиненности ПИЭР |
1. Районный.
2. Городской.
3. Областной.
|
Приложение 2
Критерии актуальности ПИЭР
1. Актуальность темы (проблемы) ПИЭР зависит от степени разработанности ее в педагогической науке и практике и от степени остроты потребности региона в разработке этой темы (решении проблемы).
2. Степень актуальности темы определяется по ее показателям при помощи табл. 2.
Таблица 2
Определение степени актуальности темы (проблемы) ПИЭР
|
Степень разработанности темы (проблемы) в педагогической науке и практике |
Потребность региона в разработке темы (проблемы) |
достаточно разработана |
недостаточно разработана |
не разработана |
острая |
достаточно актуальна |
актуальна |
высокоактуальна |
достаточно острая |
достаточно актуальна |
актуальна |
актуальна |
незначительная |
неактуальна |
достаточно актуальна |
актуальна |
Степень разработанности темы (проблемы) в педагогической науке и практике определяется компетентными экспертами по следующим критериям:
1. тема достаточно разработана, если в педагогической литературе имеется большое количество публикаций разных уровней обобщения, раскрывающих основные стороны исследуемого вопроса, и неясными остаются только отдельные аспекты темы (проблемы);
2. тема недостаточно разработана, если в педагогической литературе имеется небольшое количествопубликаций, недостаточно полно, зачастую противоречиво раскрывающих основные стороны исследуемого вопроса (проблемы);
3. тема не разработана, если в педагогической литературе практически отсутствуют публикации, раскрывающие основные стороны исследуемого вопроса (проблемы).{/mosregread}
Приложение 3
Основные этапы ПИЭР
1. Предварительный этап (до вступления в программу ПИЭР). Срок не ограничен.
Основные задачи:
- анализ проблемной ситуации, выявление уровня описания ее в научной литературе.
- определение объекта, предмета исследования (эксперимента), формулирование его основной цели и задач; выдвижение гипотез;
- разработка программы исследования (эксперимента).
2. Концептуально-методологический этап (в статусе кандидата в областную программу ПИЭР). Срок до одного года: с момента утверждения программы Областным экспертным советом до решения коллегии Главного управления образования о присвоении (отказе в присвоении) образовательному учреждению статуса областной экспериментальной площадки.
Основные задачи:
- развертывание программы исследования (эксперимента) в концепцию;
- поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования (эксперимента).
3. Организационно-практический этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок данного этапа определяется продолжительностью программы исследования, однако, независимо от этого финансирование исследования (эксперимента) открывается сроком на 1 учебный год: с 1 сентября до 31 августа. По истечении года финансирование исследования (эксперимента) может быть прекращено или продолжено соответствующими органами управления образованием на основании решения Областного экспертного совета.
Основные задачи:
- реализация опытно-экспериментальной части ПИЭР;
- подготовка отчетных материалов в соответствии с техническими заданиями, ежегодно определяемыми Областным экспертным советом.
4. Обобщающий этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок 1 учебный год.
Основные задачи:
- анализ полученных результатов, обоснование истинности или ложности выдвинутых гипотез;
- оформление результатов ПИЭР в виде научного отчета.
5. Этап распространения инновационного педагогического опыта (в статусе областного научно-методического центра). Срок (до 2 учебных лет) определяется областным экспертным советом в зависимости от объема предполагаемых работ.
- подготовка и реализация проекта распространения инновационного педагогического опыта.
Приложение 4
Результаты ПИЭР
1. Существуют две разновидности результатов ПИЭР: тексты, содержащие решение каких-либо научных и практических проблем, и реальные педагогические объекты, демонстрирующие возможности и способы разрешения этих проблем.
2. Текстовые результаты ПИЭР оформляются в виде научного отчета, статьи, монографии и других форм научной продукции.
3. Инновационный педагогический опыт также подлежит обобщению и описанию.
4. Самостоятельными результатами ПИЭР являются также отдельные материалы и документы, созданные в ходе реализации и обеспечивающие функционирование инновационного опыта. К их числу относится: концепция, модель, положение, устав, структура и механизмы управления, образовательные программы, учебные программы, учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические рекомендации для учителей и учащихся, учебное оборудование и другие средства обучения, отдельные методики, критерии, нормы, используемые в ходе исследовательской образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении.
5. Результаты ПИЭР являются интеллектуальной собственностью исследователей. Участвуя в программе ПИЭР, исследователи безвозмездно передают образцы разработанных материалов в Областной экспертный совет для использования в интересах развития образования Ульяновской области. Областной экспертный совет определяет место хранения и порядок использования этих материалов. Публикация и коммерческое использование материалов ПИЭР осуществляется только с согласия авторов.
6. Ожидаемые промежуточные и итоговые результаты ПИЭР, включённые в областную целевую программу, фиксируются в организационных планах на каждый год и описываются в технических заданиях для каждого образовательного учреждения.
Савельев Д.С., Вершинин В.Н., ИПКПРО г. Ульяновск |