Инновации и эксперимент в образовании

Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений

Что нужно учитывать при построении индивидуального учебного плана?

Реализация структуры и содержания профильного обучения определяется учебным планом образовательного учреждения, который выполняет функцию нормативного, организационного, управленческого и контролирующего характера.

Учебный план профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия должен задавать три обязательные для выполнения всеми образовательными учреждениями нормы:

  • перечень общеобразовательных предметов, обязательных для изучения (8 предметов);
  • предельно допустимую недельную нагрузку обучающихся (36 аудиторных часов в неделю);
  • понятие профиля как комбинации предметов, включающей не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном (углубленном) уровне.

В качестве рекомендательных норм Базисным учебным планом в учебный план профильного обучения определены:

  • количество часов на прохождение всех программ обучения в 10-11 классах (2100 ч.);
  • количество часов регионального компонента (140 часов);
  • количество часов школьного компонента, которые рекомендуется использовать для изучения элективных курсов, направленных на поддержку предметов профильного и общеобразовательного уровней (не менее 3 курсов в течение учебного года);
  • перечень рекомендуемых профилей (10 профилей);
  • нижние и верхние границы часов, отводимых на изучение учебных предметов в течение двух лет (в 10 и 11 классах);
  • рекомендации по распределению учебного времени на изучение учебных дисциплин в течение учебной недели;
  • рекомендации по количеству часов на изучение предметов в течение учебной недели;
  • примерная структура учебного времени на изучение общеобразовательных, профильных дисциплин и элективных курсов (50,30,20% времени).

С целью более полного удовлетворения запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) Концепцией профильного обучения предусматривается возможность выбора учащимся собственного индивидуального учебного плана.

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного учащегося, включающий совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения из учебного плана образовательных учреждений сети. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.

Построение обучения на основе индивидуальных планов меняет принципы формирования учебного плана. Работа по формированию индивидуального учебного плана осуществляется в три этапа:

1этап – разработка и уточнение перечня востребованных обучающимися учебных предметов и элективных курсов;

2 этап – разработка учебного плана для образовательного учреждения с учетом возможностей образовательной сети;

3 этап – разработка и уточнение индивидуальных учебных планов обучающихся.

На первом этапеготовятся мероприятия рекламного характера для обучающихся и их родителей (законных представителей), в ходе которых они получают информацию о направлениях профильной подготовки во всех образовательных учреждениях сети, о перечне обязательных предметов профильного и базового уровня по каждому из направлений, об элективных курсах, связях каждого образовательного учреждения сети с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Для предоставления более полной информации учреждениями образовательной сети печатаются буклеты, готовятся информационные сайты по профильной подготовке, проводятся дни открытых дверей и др.

Расширение возможности выбора учащимися индивидуального перечня учебных предметов и элективных курсов обеспечивается посредством полного использования преимуществ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях образовательной сети. Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся и родители должны иметь подробную и достоверную информацию о потенциальных направлениях деятельности каждого образовательного учреждения, включенного в сетевое взаимодействие. Такая информация может быть представлена в форме модуля, таблицы и др.(приложение №1).

В целях оказания адресной помощи обучающимся в выборе индивидуальной образовательной траектории психолого-педагогической службой образовательного учреждения проводится выявление способностей и склонностей обучающихся, по итогам которого каждому учащемуся даются индивидуальные рекомендации по определению профиля дальнейшего обучения. Выявить перечень востребованных обучающимися учебных предметов, уровней их изучения и элективных курсов возможно с помощью анкетирования учащихся и их родителей (приложение № 2).

Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на формирование потребностей учащихся в области профильного обучения, являются:

  • перспективность различных направлений высшего профессионального образования для реализации дальнейших жизненных планов и самореализации выпускников;
  • система приоритетов в содержании общего образования;
  • традиции, сложившиеся в более ранние периоды получения образования;
  • собственные внутренние способности школьника, обусловленные индивидуальными интересами.

По итогам работы первого этапа заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляется перечень востребованных обучающимися учебных предметов и элективных курсов (приложение №3), которые в дальнейшем включаются в индивидуальные учебные планы учащихся.

На втором этапе разрабатывается учебный план для образовательного учреждения на основе Базисного плана с учетом потребностей старшеклассников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, возможностей образовательного учреждения, осуществляющего деятельность в условиях сетевого взаимодействия. Этот план является основным документом, на основе которого формируются индивидуальные учебные планы школьников.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования учебный план должен обеспечивать учащимся право выбора:

  • перечня и количества предметов федерального компонента, изучаемых школьниками на профильном уровне перечня и количества предметов вариативной части федерального компонента, изучаемых на базовом уровне;
  • перечня и количества элективных курсов;
  • количества часов учебного плана на изучение федерального, регионального и школьного компонентов образования.

Перечень профильных дисциплин и элективных курсов образовательного учреждения должен быть полным, предусматривающим вариативность выбора. Ограниченность выбора одной-двумя образовательными областями не приведет к тому, что выстроенный школьником план будет носить индивидуальный характер. За счет вариативности можно расширить возможности выбора предметов и элективных курсов:

  • по степени их сложности и трудоемкости для учащихся;
  • по формам изучения (дистанционная, экстернат, семейная и др.);
  • по месту изучения (в своей школе, в других учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования). Перед проведением работы по формированию индивидуальных учебных планов обучающихся необходимо провести презентацию учебного плана, на которой подробно разъяснить школьникам и их родителям (законным представителям) предлагаемый вариант, прокомментировать формы промежуточной аттестации по предметам, требования к результатам их освоения, сроки и продолжительность изучения элективных курсов.

На третьем этапе составляются индивидуальные учебные планы, обеспечивающие обязательный образовательный минимум и индивидуальный выбор учащегося. Алгоритм разработки индивидуального учебного плана включает семь этапов, реализуя которые необходимо:

  • включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне из инвариантной или вариативной части федерального компонента;
  • включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне из инвариантной части федерального компонента. В случае если учебный предмет, выбранный на профильном уровне, совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, последний исключается из состава инвариантной части;
  • посчитать количество часов, которые в сумме предполагается отвести на освоение предметов, обязательных для изучения, и минимальное количество предметов, изучаемых на профильном уровне;
  • определить, сколько часов осталось в резерве. Для этого из 2100 часов вычесть сумму часов на изучение обязательных предметов базового уровня и двух профильных предметов;
  • определить, на изучение каких предметов или элективных курсов могут быть проставлены оставшиеся часы. Включить эти курсы в учебный план;
  • выбрать элективные курсы регионального компонента в объеме 140 часов за два учебных года, включить их в учебный план;
  • определить, на что будут поставлены часы школьного компонента, включить их в учебный план. Перед формированием индивидуального учебного плана с обучающимися и их родителями (законными представителями) рекомендуется провести разъяснительную работу по содержанию индивидуального учебного плана. Школьники должны знать, что им нужно обязательно указать восемь дисциплин, обязательных для изучения, не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном уровне, и не менее трех элективных курсов.

Учащиеся и их родители должны быть готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор. Для того, чтобы все заинтересованные стороны соблюдали свои обязательства во время обучения, рекомендуется заключать договор о предоставлении образовательных услуг по индивидуальному плану, определяющий права и обязанности учащегося, его родителей, администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения (приложение № 4).

Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки должен содержать только информацию о выборе учащимся элективных курсов (название курса; образовательное учреждение, в котором курс будет осваиваться; объем часов на курс; предполагаемые сроки освоения) (приложение № 5).

В индивидуальный учебный план профильного обучения включается полный перечень всех учебных дисциплин, элективных курсов, видов учебной практики, проектов, исследовательской деятельности.

Успешное построение индивидуального учебного плана предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимся выбора. В концепции профильного обучения выдвигается требование гибкости профиля, что определяет необходимость разработки образовательным учреждением механизмов регулярного переосмысления правильности сделанного выбора и изменения индивидуального учебного плана.

Приложение №1

Потенциальные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения образовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие

Образовательное учреждение

Проведение дисциплин на профильном уровне

Проведение элективных курсов (с указанием автора программы, объема курса и сроков изучения)

Организация информационной работы с учащимися, родителями

Психолого-педагогическое сопровождение

Профессиональная ориентация учащихся

Другое

             
             



Приложение № 2

Анкета: Выявление востребованности профильного обучения

1. Где ты предполагаешь учиться после окончания школы?

  • В вузе
  • В техникуме, колледже
  • В училище
  • Пока не решил
  • Буду работать

2. По какому из следующих направлений ты предполагаешь получить профессиональное образование после окончания школы?

  • Физико-математическому
  • Естественнонаучному
  • Социально-экономическому
  • Гуманитарному
  • Филологическому
  • Информационно-технологическому
  • Агротехнологическому
  • Индустриально-технологическому
  • Художественно-эстетическому
  • Оборонно-спортивному
  • Другое (указать)

3. Какое образование ты хотел(а) бы получить в старших классах?

  • Профильное
  • Непрофильное

4. Какие из школьных предметов и на каких условиях ты хотел(а) бы изучать на базовом и профильном уровне? Указать не менее двух предметов профильного уровня.

Предметы

Уровень изучения

Место изучения

 

базовый

профильный

в своей школе

в другой школе (указать)

на базе вуза (указать)

на базе колледжа (указать)

на базе учреждения дополнит. образова ния

               
               
               

5. Укажи из названных тобой предметов профильного уровня те, по которым ты был(а) бы готова или хотел(а) дополнительно изучать элективные курсы.

Профильные предметы

Место изучения

 

в своей школе

в другой школе (указать)

на базе вуза (указать)

на базе колледжа (указать)

на базе учреждения дополнит. образования

           
           
           
           
           

6. Укажи предметы базового компонента, по которым ты был(а) бы готова или хотел(а) дополнительно изучать элективные курсы.

Предметы базового уровня

Место изучения

 

в своей школе

в другой школе (указать)

на базе вуза (указать)

на базе колледжа (указать)

на базе учреждения дополнит. образования

           
           
           
           
           
           
           

7. Считаешь ли ты достаточным качество подготовки по профильным дисциплинам в своей школе для успешной сдачи экзаменов в ВУЗ?

Профильные предметы

да

скорее да

скорее нет

нет

         
         
         
         

8. Если бы тебе была предоставлена возможность изучать профильные предметы в нескольких местах, каким бы был твой выбор? Запиши номера предложенных вариантов в соответствии с их приоритетностью.

  • Своя школа
  • Школа №______
  • Колледж___________
  • ВУЗ_______________
  • Дистанционное обучение ___________________

9. Какой способ подготовки к экзаменам в вуз ты считаешь для себя наиболее эффективным, гарантирующим успешное поступление?

  • Самостоятельная работа
  • Обучение в профильном классе
  • Занятия на подготовительном отделении вуза
  • Занятия в классах довузовской подготовки
  • Занятия с репетитором
  • Другое ___________________________________

10. Насколько ты уверен(а) в успешности достижения поставленных целей продолжения образования в избранном ВУЗе?

  • Абсолютно уверен(а)
  • Больше уверен(а), чем не уверен(а)
  • Больше не уверен(а), чем уверен(а)
  • Абсолютно не уверен(а)

11. Что, с твоей точки зрения, необходимо сделать школе для более успешной подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ?

  • Заключить договор с вузом
  • Организовать обучение преподавателями вуза
  • Предоставить старшеклассникам больше времени на подготовку к экзаменам в вуз
  • Открыть профильное обучение по разным направлениям
  • Дать возможность старшеклассникам учиться по индивидуальным учебным планам
  • Другое___________________________________

12. Можно ли, с твоей точки зрения, поступить в избранный тобой вуз, не занимаясь с репетитором?

  • Да
  • Скорее нет
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

13. Из каких источников преимущественно ты узнаешь о возможностях получения образования?

  • От друзей
  • От родителей
  • От знакомых
  • Из СМИ
  • Из Интернет
  • От учителей
  • Другое___________________________________

14. Если ты считаешь, что в 10-11 классах лучше учиться в своей школе, то причины выбора следующие (назови две основных).

  • Привык(ла) к своей школе и коллективу
  • Не хочу расставаться с друзьями
  • В нашей школе хорошие учителя
  • 4. В других школах образование не лучше, чем в нашей школе
  • Незнаком(а) с тем, как учат в других школах
  • Наша школа лучше других
  • В нашей школе я смогу лучше подготовиться в вуз
  • Другое___________________________________

15. Если ты считаешь, что в 10-11 классах лучше учиться в другой школе, то причины выбора следующие (назови две основных).

  • У меня не сложились отношения с учителями
  • Хочу учиться в профильном классе
  • Хочу все начать сначала
  • В нашей школе слабо преподаются нужные мне предметы
  • Есть школы лучше нашей
  • В новой всегда интереснее
  • Другое___________________________________

Приложение №3

Перечень профильных предметов и элективных курсов, востребованных учащимися

№ п/п

Предмет/ Название курса

Количество часов

Форма занятий

Количество обучающихся

 

Профильные предметы

     

1.

       

2.

       

. . .

       
 

Элективные курсы

     

1.

       

2.

       

. . .

       



Приложение №4

Договор о предоставлении образовательных услуг по индивидуальному учебному плану

Скачать

Приложение №5

Наименование образовательного учреждения Утверждаю
Директор ОУ
_______________
«___»____200__г.


ФИО обучающегося _____________________________________________________________________

Класс _________________________________________________________________________________

Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки на _______учебный год

№ п/п

Название элективного курса

Образовательное учреждение (организация), в котором будет осваиваться курс

Объем часов по учебному плану

Сроки освоения курса

         
         
         
         

 

Будникова В.С.,
заместитель директора
информационно-методического центра
Управление образования
г. Старый Оскол
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.