Как составить программу развития системы педагогического мониторинга?
Программа развития системы педагогического мониторинга предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы, Типовым положением об учреждении высшего профессионального образования, Типовым положением об учреждении общего образования.
Основной целью создания Программы развития системы педагогического мониторинга является создание основополагающего документа, определяющего:
- цели и задачи развития системы педагогического мониторинга в период 2007-2010 гг.;
- механизмы реализации основных направлений педагогического мониторинга.
Программа развития системы педагогического мониторинга является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями муниципального координационного совета.
Цели и задачи Программы развития системы педагогического мониторинга
Цель Программы развития системы педагогического мониторинга – создание правовых, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития системы мониторингового сопровождения образовательного процесса и управления образовательными учреждениями, повышения их результативности.
{mosregread}Основными задачами Программы являются:
- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов в области профильного образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в уставном порядке изменений и дополнений в локальные акты муниципальных образовательных учреждений города Старый Оскол и Старооскольского района и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике;
- выявление состояния системы профильного образования в общеобразовательных учреждениях или ее составляющих, положительных и отрицательных тенденций в их развитии и разработка на этой основе рекомендаций по корректировке управленческих решений;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности учреждений, образовательной сети в целом, структурных подразделений и педагогических работников.
Этапы создания и развития системы мониторинга
Сроки реализации Программы: 2007 – 2011 гг.
Разработка и внедрение системы педагогического мониторинга предполагает следующие этапы:
I этап – подготовительный (моделирующий) – сентябрь – декабрь 2007 года
- Определение стратегии и тактики внедрения системы педагогического мониторинга в условиях многопрофильного образовательного учреждения.
- Отбор направлений, по которым планируется проведение мониторинговых исследований.
- Разработка наиболее объективных методов отслеживания результатов деятельности педагогической системы по различным аспектам ее функционирования и отобранным критериям оценивания применительно к различным уровням образовательных программ.
- Отбор инструментария педагогического мониторинга.
- Определение содержания организационной работы по осуществлению мониторинговых мероприятий.
- Разработка критериев оценки каждого из аспектов и способов их измерений.
II этап – организационно-внедренческий – январь – август 2008 года
- Организация процедуры отслеживания качества функционирования образовательной системы по каждому критерию и необходимой технической документации (бланков, анкет, пакетов тест-карт, рейтинговых шкал и др.).
- Подготовка методики обработки полученной информации с использованием методов математического и статистического анализа (построение графиков, диаграмм, гистограмм и др.).
- Программное обеспечение системы педагогического мониторинга на всех уровнях.
- Разработка процедур педагогического анализа полученной информации, периодического подведения итогов мониторинга.
III этап – этап функционирования – сентябрь 2008 – август 2010 гг.
- Анализ эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.
IV этап – итоговый – сентябрь 2010 – июль 2011 гг.
- Корректировка системы в соответствии с результатами анализа эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.
Принципы осуществления педагогического мониторинга
В основу системы педагогического мониторинга с учетом рекомендаций ученых и специфики образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, положены следующие принципы:
- принцип нейтралитета исполнителя или соисполнителей;
- принцип корректности исполнителя или соисполнителей;
- принцип максимального учета факторов образовательной и управленческой деятельности при проведении мониторинговых мероприятий;
- принцип учета специфических особенностей учебной дисциплины, учебной группы, индивидуальных особенностей студентов и учащихся и преподавателей;
- принцип научности;
- принцип единства, оптимальности, прозрачности требований.
Условия осуществления педагогического мониторинга
Рациональное решение вопросов мониторинга образовательной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, требует соблюдения ряда условий:
- условие генерализации – определение главных, кардинальных направлений педагогического мониторинга;
- условие интеграции – объединение усилий педагогического коллектива и коллектива обучающихся в осуществлении педагогического мониторинга при условии приоритетного права руководителя на координацию мониторинга;
- условие гуманизации – установление между субъектом и объектом мониторинга отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества;
- условие индивидуализации – учет своеобразия каждой творческой индивидуальности в условиях ее деятельности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения;
- условие дифференциации – взаимозависимость уровня мониторинга от результатов работы коллектива методического объединения, группы педагогических работников, отличающихся по уровню квалификации;
- условие плановости – работа по мониторинговому сопровождению образовательного процесса должна быть спланирована, с указанием направления мониторинга, его содержания, показателей, сроков проведения, исполнителей или соисполнителей и итогового документа;
- условие систематичности – мониторинг должен носить не скачкообразный характер очередной компании, а проводиться с определенной постоянностью.
Направления педагогического мониторинга
Основные направления педагогического мониторинга, позволяющие получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательной системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в целом и отдельных ее звеньев и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы:
№ п/п |
Направления мониторинга |
Содержание мониторинга |
Исполнители и соисполнители |
1. |
Социальные условия функционирования образовательной системы |
Отслеживание и анализ результатов исследований социальных условий формирования личности обучающегося, складывающихся из взаимодействия общественных, семейных, социально-психологических факторов микросоциума образовательного учреждения |
Педагоги-психологи |
2. |
Качество содержания образования |
Отслеживание и анализ информации о качестве учебных планов и программ элективных курсов, их соответствия концепции профильного обучения |
Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ |
3. |
Качество образования |
Анализ данных об экспертизе качества профильного образования: качественная характеристика знаний (результаты тестирования, рейтинга и др.), анализ соответствия качества знаний требованиям образовательных стандартов (минимумов), определение уровня обученности, предпрофильной подготовки, знаний и умений по учебным дисциплинам, курсам, а также результатов учебной деятельности в целом |
Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений |
4. |
Социально-психологическая и профессиональная готовность |
Отслеживание и анализ материалов исследования готовности личности к обучению в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, предметной направленности интересов и потребностей обучающихся; мотивация учения, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, способностей, склонностей и др.); составление социально-психологического портрета учебной группы |
Педагоги-психологи |
5. |
Профессиональное самоопределение учащихся |
Анализ материалов изучения основных видов профессиональной ориентации и предпочтений выпускников, мотива выбора ими той или иной профессии; исследования системы профориентации образовательных учреждений |
Педагоги-психологи, администрация образовательных учреждений |
6. |
Эффективность воспитательной системы |
Отслеживание и анализ результатов измерения уровня сформированности нравственных, гражданских, гуманистических, эстетических, экологических и других качеств личности |
Педагоги-психологи |
7. |
Уровень профессионально-педагогической квалификации и педмастерства преподавателей и руководящих работников |
Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня профессиональной культуры учителей, осуществляющих профильное обучение, уровня владения им основными педагогическими умениями (информационными, конструктивными, организационными, коммуникативными и др.) |
Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений |
8. |
Система инновационной деятельности образовательных учреждений и ее эффективность |
Отслеживание и анализ результативности реорганизации системы управления профильным обучением и предпрофильной подготовкой, обновления содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, разработки системы педагогического мониторинга, организации опытно-экспериментальной работы педагогических коллективов; реформирования образовательной системы: разработки концепции реализации профильного образования, программы и этапов развития многопрофильных образовательных учреждений |
Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений |
9. |
Эффективность деятельности образовательной системы |
Анализ оценки деятельности образовательных учреждений обучающимися, родителями, внешними экспертами; оценки состояния кабинетов, библиотеки и др., выявление динамики данных показателей |
Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений |
Система индикаторов и показателей по основным направлениям мониторинга
В целях создания действенной системы педагогического мониторинга качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района по каждому направлению определены показатели и индикаторы, позволяющие отследить динамику изменения показателя и своевременно внести коррективы в деятельность, по которой проведены мониторинговые мероприятия.
№ п/п |
Основные направления мониторинга |
Параметры |
Индикаторы |
1. |
Качество содержания образования |
Качество управления целями, задачами, содержанием образования |
Уровень достижения целей, решения задач, обеспечения содержания образования на каждом уровне образовательной системы |
Качество соответствия требованиям государственных образовательных стандартов и концепции профильного обучения |
Уровень выполнения требований ГОС по всем направлениям образовательной деятельности |
Качество соответствия запросам учреждений ВПО и СПО |
Удельный вес квотированных мест, закрепленных за выпускниками общеобразовательных учреждений |
Качество соответствия запросам родителей, обучающихся |
Динамика конкурса при наборе на профильное обучение |
2. |
Качество образования |
Качество знаний обучающихся |
Динамика качественного показателя от входного контроля до итоговой аттестации |
Сформированность общеучебных умений и навыков |
Динамика уровня сформированности общеучебных умений и навыков |
Качество управления кадровыми ресурсами |
Мера обеспеченности кадрами в соответствии с лицензионными требованиями |
Качество научно-методического обеспечения |
Мера обеспеченности учебно-методической литературой, разработками и т.д. |
3. |
Уровень профессионально-педагогической квалификации и педмастерства учителей и руководящих работников |
Профессиональная культура руководителей и учителей |
Динамика уровня профессиональной культуры руководителей и учителей |
Квалификация руководящих и педагогических работников |
Статистические данные об образовании, стаже педагогической работы, квалификационных категориях руководящих и педагогических работников |
Качество реализации образовательного процесса по преподаваемым дисциплинам |
Мера реализации государственных образовательных стандартов общего образования, программ профильного обучения |
4. |
Система инновационной деятельности |
Оптимальность программы инновационной деятельности |
Мера затрат времени, материальных ресурсов, психического, физического потенциала для получения результата |
Качество реализации программы инновационной деятельности |
Динамика результатов управленческой, образовательной, воспитательной деятельности |
Качество результатов инновационной деятельности для обучающихся |
Мера позитивного отношения к новшествам, динамика результатов учебной деятельности |
Качество результатов инновационной деятельности для педагогических работников |
Мера позитивного отношения к новшествам, динамика результатов учебной деятельности |
5. |
Эффективность воспитательной системы |
Оптимальность воспитательной программы |
Достижение нового уровня взаимодействия образовательного учреждения, семьи, органов самоуправления, религиозных конфессий в воспитании и социализации обучающихся; мера соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства |
Готовность педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности |
Динамика уровня готовности учителей, классных руководителей к управлению воспитательной деятельностью, динамика формирования демократического стиля руководства воспитательным процессом |
Воспитанность обучающихся |
Уровень сформированности нравственных, гражданских, эстетических и др. качеств личности; динамика уровня воспитанности обучающихся |
Социально – психическое развитие личности |
Динамика уровня социально-психического развития личности |
Социально-профессиональная адаптация личности |
Динамика уровня социально-профессиональной адаптированности выпускников |
6. |
Востребованность форм воспитательной работы |
Востребованность форм воспитательной работы |
Мера посещаемости воспитательных мероприятий |
Активность педагогических работников, обучающихся в проводимых мероприятиях |
Количество активных субъектов воспитания |
7. |
Эффективность деятельности образовательной системы |
Уровень оценки образовательной системы педагогическими работниками |
Динамика отношения руководящих и педагогических работников к действующей системе образования |
Оценка образовательной системы обучающимися |
Динамика отношения обучающихся к действующей системе образования |
Оценка педагогической системы родителями обучающихся |
Динамика отношения родителей (законных представителей) обучающихся к действующей системе образования |
Оценка образовательной системы социальными партнерами |
Динамика отношения социальных партнеров к действующей системе образования |
{/mosregread}
Будникова В.С., заместитель директора информационно-методического центра
Паршуков Ю.Н., начальник управления образования г. Старый Оскол
|