Инновации и эксперимент в образовании

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках информатики

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках является актуальной темой в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся мобильных групп профильной школы, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.

Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо «двойку» ставить, как правило, не рекомендуется. В результате «три ставим, два в уме». С таким подходом тяжело оценить тех, кто получает заслуженную, а кто «натянутую» оценку.

{mosregread}Работая в данном направлении, важнейшими задачами определила для себя:

  1. Стимулировать познавательный интерес к предмету, учитывая различные способы подготовки обучающихся к уроку (использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных...)
  2. Придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер. А для этого нужно учитывать создание обучающимися собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать...
  3. Способствовать обновлению содержательной стороны предмета.
  4. Индивидуализировать процесс обучения.
  5. Развивать самостоятельную деятельность школьников.

Главными составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогика сотрудничества».

С учетом всего, я апробировала эксперимент среди учащихся профильных классов, деление которых происходит в рамках мобильных групп. В данные мобильные группы входят обучающиеся, которые выбрали предмет информатика профильным.

Профильное образование как форма организации углубленного обучения неразрывно связана с выходом на развивающее индивидуально-ориентированное обучение. В контексте образовательной технологии это понимается как многоуровневое «планирование результатов обучения». Отсюда, профильное обучение с дополнительной уровневой дифференциацией является средством достижения многоуровневых результатов обучения.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения, предполагает внедрение новых организационных форм, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по: содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации); приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

Задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.

Реализацию использования модульной технологии с использованием учебных элементов можно увидеть в разработках к урокам, сопроводительным или технологическим картам учащихся. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося. Для оценки мною создан алгоритм распределения баллов по контрольным точкам с учётом дифференцированного подхода.

Для учета набранных баллов, по которым автоматически выставляется рейтинг каждого обучаемого, мной создан электронный журнал в Microsoft Excel. В данном журнале баллы автоматически переводятся в оценку и просчитывается рейтинг каждого учащегося.

Применяя технологию модульно-рейтингового обучения в течение 3-х лет, я пришла к следующим выводам: Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.

Учащиеся стремятся скорректировать свои пробелы, сами требуют провести для них зачёт или тестирование, даже если пропустили по уважительной причине.

Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке учитель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах (на компьютерах) или анализирует типичные ошибки на уроке.

Учитель привлекает учащихся к анализу работ товарищей, при этом, чем полнее сделан анализ, тем выше балл получает за него “эксперт”, причём “авторам” заданий балл не снижается, если они прислушались к мнению аналитиков и ликвидировали недочёты.

Классные руководители (и родители) всегда представляют проблемы своих подопечных, так как им выдаются листы со всеми пропусками и полученными баллами, в том числе, и итоговыми.

Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.

Во время тренировочных и небольших практических работ разрешается обращаться за помощью к товарищам, но помогать можно только словами, иначе могут быть начислены штрафные очки (часть баллов снята). В ситуации, когда компьютеры есть не у всех ребят, этот метод взаимопомощи позволяет скорректировать уровень умений учащихся.

Основная трудность при организации – недостаток времени для дополнительной работы учащихся при достаточно большой загруженности кабинета. Ребята приглашаются в свободное от занятий время.

В результате работы пришла к выводу, что прежде чем приступить к обучению по модульной технологии с балльно-рейтинговой системой оценивая знаний обучающихся, нужно создать определенные условия:

  • мотивировать учителей;
  • подготовить школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
  • размножить модули, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.

Результаты применения модульно-рейтинговой технологии отражают повышенную мотивацию учащихся к предмету, к выполнению заданий и системе оценивания.

Применение разнообразных форм и методов образовательного процесса способствуют повышению качества уровня обученности, индивидуализирует учебный процесс.

В работе отмечаются как достоинства так и проблемные стороны модульного обучения: отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированных на учителя-практика.

Модульная технология обучения с бально-рейтинговой системой оценивания знаний может быть применена не только на уроках информатики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; снижается стрессовая ситуация во время контроля; обучение становится личностно-ориентированным; повышается эффективность обучающего процесса, качество образования (2005 - 2008гг. с 75% по 87%); обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.{/mosregread}

Данная технология позволяет:

  • развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление;
  • коммуникативные способности;
  • ответственность за результаты своей работы;
  • чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
  • умение рационально распределять своё время;
  • формирует чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы – значит, и всего общества.

Малько И.А.,
учитель информатики и ИКТ,
высшей категории,
МОУ «Гимназия № 11»
Район Кайеркан,
г. Норильск