Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» |
Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" № 1/2010
Сиденко Алла Степановна, Болмазова Елена Васильевна, Сиденко Елена Александровна, Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»Что нужно сделать, чтобы подготовить педагогический коллектив к реализации тандартов второго поколения?Ключевые слова: цель; задачи; гипотеза; этапы реализации Программы; перспективный план экспериментальной деятельности; три уровня внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2; деятельностная парадигма образования; ориентация стандарта второго поколения на результат; нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое и информационно-методическое сопровождение. Программа разработана в соответствии с Концепцией и ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения. Адресована педагогическим коллективам, работающим в области освоения ФГОС-2. Программа состоит из пояснительной записки, где обосновывается ее актуальность, указывается назначение программы; формулируются цели и задачи в соотнесении с категорией участников; обозначаются прогнозируемые результаты обучения; перечень тем, видов занятий; описания форм и содержания итоговой аттестации слушателей; раскрываются концептуальные положения стандартов. Пояснительная запискаПрограмма дополнительного педагогического образования и самообразования ориентирована на повышение квалификации учителей, руководителей школ и других специалистов школьного образования, разработана в соответствии с Концепцией и следующими ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения:
Проведенный авторами анализ существующих материалов по стандартам второго поколения позволил сформулировать необходимость трех уровней внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2:
Каждый из этих уровней характеризует процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей, заложенных в стандартах второго поколения, принятия ими концептуальных идей стандарта; осмысления его сущности, структуры, содержания. Каждый из этих уровней предполагает самооценку и видение определенных личностных профессиональных изменений. Кроме того, инвариантная часть трех уровней предполагает, что изменения должны происходить во всей системе школы, т.е. на общешкольном уровне, а не на отдельных ступенях образования: начальная школа, средняя, старшая. Поэтому пропедевтический уровень является на данной стадии процесса необходимым для всех работников школы, имеющих отношение к реализации ФГОС-2. В чем мы видим принципиальное отличие традиционного преподавания учителя и его работе по стандартам нового поколения? Важнейшей особенностью стандартов второго поколения является их опора на деятельностную парадигму образования1, постулирующую в качестве цели и основного результата образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Важным становится организация такого учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность2, построенная на основе освоения способов деятельности. Такая деятельность предполагает ориентацию на субъект – субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в том числе – содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение их ответственностью за сделанный выбор; последовательную ориентацию на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения), реализацию педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований; реализацию новой функции педагога и т.п. Другой важнейшей отличительной особенностью подхода к разработке стандарта, тесно связанной с предыдущей его особенностью, является ориентация стандарта второго поколения на результат образования. Это в наибольшей степени влияет на содержание и особенности организации образовательного процесса уже в начальной школе, что в свою очередь, влияет на требования к подготовке и квалификации учителей как начальной школы, так и других ступеней образования. Изменение парадигмы – ориентация стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности – не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося и фундаментальному ядру и способам деятельности3. В этих условиях программа внутришкольного повышения квалификации требует серьезного сопровождения учителя в различных направлениях и должна представлять собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя: Нормативное сопровождение4:
{mosregread} Инструментальное сопровождение – учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ, представление и анализ учебников, учебное оборудование и пр. Технологическое и информационно-методическое сопровождение – педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации по проектированию учебного процесса. При этом главным результатом повышения квалификации педагога мы будем считать не сумму единиц усвоенной информации, а профессиональные изменения, предполагающие
Обе заявленные позиции, помимо всего прочего, определяют формы и содержание итоговой аттестации учителей, а также особенности материалов для входного, промежуточного и итогового диагностирования. Поэтому внутришкольное повышение квалификации и самообразование учителя в этой области мы видим в форме трех внутришкольных проектов, с одинаковым основанием, который приобретается при освоении учителями программы ознакомительного у ровня. Рассмотрим проект программы эксперимента по теме: «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»Актуальность. Необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода вызвана тем, что аналогичный подход как ведущий заложен в концепцию ФГОС-2, однако его понимание и реализация вызывает большие трудности у учителей-практиков. Цель программы: разработать модель внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС, с опорой на концепцию, содержание и структуру стандартов нового поколения. Задачи программы: Стратегические задачи 1 уровня:
Стратегические задачи 2 уровня: 2.1. Оценить эффективность разработанных Требований:
2.2. Разработать содержание компетентностной модели учителя, умеющего правильно действовать на практике по апробации стандартов второго поколения:
2.3. Разработать программу внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС-2. Поставленные задачи могут быть достигнуты на основе последовательного выполнения тактических задач. Тактические задачи 1 уровня: 3.1. Разработать систему проблемных секций, круглых столов, дискуссий, педагогических чтений, обеспечивающих принятие педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению. 3.2. Разработать систему внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов, обеспечивающих освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта, системы основных, ведущих и дополняющих их документов. 3.3. Разработать программу самообразования педагогов, обеспечивающую получение конкретного личностно-значимого образовательного продукта (программы, сценария, статьи, видеозаписи урока или его фрагмента), демонстрирующих реализацию учителем ФГОС-2). 3.4. Разработать систему индивидуальных консультаций педагогов, обеспечивающую коррекцию представлений учителей о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка. 3.5. Адаптировать технологию развития критического мышления с целью освоения педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; принятия ими современных педагогических стратегий обучения детей. 3.6. Выявить и обобщить опыт реализации учителями ФГОС-2, апробировать элементы системы аттестации учителей, сконструировать и апробировать новые образцы педагогического опыта и их диагностику. Тактические задачи 2 уровня: 4.1. Разработать механизм реализации проекта «Компетентностный учитель Домодедовской гимназии» по реализации ФГОС - 2 поколения, обеспечивающий личностное развитие каждого ученика:
4.2 Создать и апробировать механизм взаимодействия субъектов образовательного пространства (учащихся, учителей, родителей на разных ступенях обучения) через участие и проведение конференций и семинаров на базе гимназии, вне нее и в сети Интернет 4.3 Организовать обмен педагогическим и управленческим опытом деятельности гимназии на курсах повышения квалификации, семинарах, сетевых конференциях на базе Домодедовской гимназии №5. 4.4 Разработать и апробировать программу проведения мониторинговых исследований на базе Домодедовской гимназии №5 по оценке:
4.5 Разработать способы вовлечения и критериев результативности участия субъектов социально-педагогической среды в образовательном пространстве школы. 4.6 Разработать программу внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации ФГОС-2. Объект экспериментальной работы – процесс подготовки педагогов к реализации ФГОС-2. Предмет экспериментальной работы – модель внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации материалов ФГОС: концепции, содержания и структуры стандартов нового поколения. Критерии и показатели:
Гипотеза:
Предполагаемые результаты
МЕТОДИКА СБОРА И ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Этапы реализации ПрограммыI этап (2010-2011г.г.) – «запуск» Программы: организация Совета Программы и направлений, оформление рабочих и проектных групп, изучение ситуации, изучение существующих разработок по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, разработка планов деятельности (для учителей начальной школы), получение и оформление первичного опыта. Тема на 2010-2011 учебный год: «Внутришкольная подготовка коллектива Домодедовской гимназии к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС - 2 поколения) (на базе начальной школы). II этап (2011- 2013 гг.) – реализация стратегических направлений программы эксперимента, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы. Тема на 2011-2013 учебный год: «Внутришкольная подготовка педагогических кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» (на базе средней школы). Разработка планов деятельности (для учителей средней школы), получение и оформление опыта реализации ФГОС-2. III этап (2013 - 2015 гг.) – реализация и уточнение стратегических направлений программы эксперимента, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы. Тема на 2013-2015 учебный год: «Внутришкольная подготовка педагогических кадров к апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» (на базе старшей школы). Разработка планов деятельности (для учителей старшей школы), получение и оформление опыта реализации ФГОС-2. Перспективный план экспериментальной деятельности на 2010-2011 годМуниципального общеобразовательного учреждения по теме: «Внутришкольная подготовка коллектива Домодедовской гимназии к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС-2 поколения) (на базе начальной школы)».
{/mosregread} В следующих номерах журнала авторы поделятся с читателями содержанием ознакомительного, базового, продвинутого уровня внутришкольной подготовки учителей к реализации ФГОС-2. 1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №2. 2 Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №6. 3 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. –2008. – №1. 4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 35с. – (Стандарты второго поколения). |