Инновации и эксперимент в образовании

Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" № 1/2010
Раздел: Эксперимент в школе, стр.25

Сиденко Алла Степановна,
д.п.н, профессор АПКиППРО

Болмазова Елена Васильевна,
директор гимназии №5, г. Домодедово

Сиденко Елена Александровна,
ст. преподаватель АПКиППРО

Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»

Что нужно сделать, чтобы подготовить педагогический коллектив к реализации тандартов второго поколения?

Ключевые слова: цель; задачи; гипотеза; этапы реализации Программы; перспективный план экспериментальной деятельности; три уровня внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2; деятельностная парадигма образования; ориентация стандарта второго поколения на результат; нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое и информационно-методическое сопровождение.

Программа разработана в соответствии с Концепцией и ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения. Адресована педагогическим коллективам, работающим в области освоения ФГОС-2.

Программа состоит из пояснительной записки, где обосновывается ее актуальность, указывается назначение программы; формулируются цели и задачи в соотнесении с категорией участников; обозначаются прогнозируемые результаты обучения; перечень тем, видов занятий; описания форм и содержания итоговой аттестации слушателей; раскрываются концептуальные положения стандартов.

Пояснительная записка

Программа дополнительного педагогического образования и самообразования ориентирована на повышение квалификации учителей, руководителей школ и других специалистов школьного образования, разработана в соответствии с Концепцией и следующими ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения:

  • Требованиями к структуре основных образовательных программ общего образования;
  • Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;
  • Требованиями к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования;
  • Требованиями к квалификации педагогических кадров, представленные в стандартах.

Проведенный авторами анализ существующих материалов по стандартам второго поколения позволил сформулировать необходимость трех уровней внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2:

  1. ознакомительный;
  2. базовый;
  3. продвинутый.

Каждый из этих уровней характеризует процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей, заложенных в стандартах второго поколения, принятия ими концептуальных идей стандарта; осмысления его сущности, структуры, содержания. Каждый из этих уровней предполагает самооценку и видение определенных личностных профессиональных изменений.

Кроме того, инвариантная часть трех уровней предполагает, что изменения должны происходить во всей системе школы, т.е. на общешкольном уровне, а не на отдельных ступенях образования: начальная школа, средняя, старшая. Поэтому пропедевтический уровень является на данной стадии процесса необходимым для всех работников школы, имеющих отношение к реализации ФГОС-2.

В чем мы видим принципиальное отличие традиционного преподавания учителя и его работе по стандартам нового поколения?

Важнейшей особенностью стандартов второго поколения является их опора на деятельностную парадигму образования1, постулирующую в качестве цели и основного результата образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Важным становится организация такого учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность2, построенная на основе освоения способов деятельности. Такая деятельность предполагает ориентацию на субъект – субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в том числе – содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение их ответственностью за сделанный выбор; последовательную ориентацию на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения), реализацию педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований; реализацию новой функции педагога и т.п.

Другой важнейшей отличительной особенностью подхода к разработке стандарта, тесно связанной с предыдущей его особенностью, является ориентация стандарта второго поколения на результат образования. Это в наибольшей степени влияет на содержание и особенности организации образовательного процесса уже в начальной школе, что в свою очередь, влияет на требования к подготовке и квалификации учителей как начальной школы, так и других ступеней образования. Изменение парадигмы – ориентация стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности – не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося и фундаментальному ядру и способам деятельности3.

В этих условиях программа внутришкольного повышения квалификации требует серьезного сопровождения учителя в различных направлениях и должна представлять собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя:

Нормативное сопровождение4:

  1. Варианты базисного образовательного плана, включающие анализ нового содержания образования (структура основных образовательных программ, объемы составляющих основную образовательную программу);
  2. Проект Фундаментального ядра содержания общего образования, включая анализ соотношения обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
  3. Структура Программы развития универсальных учебных действий;
  4. Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ;
  5. Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса;
  6. Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса, включая условия реализации основных образовательных программ;
  7. Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса, включая результаты освоения основных образовательных программ) на различных уровнях с учетом её восприятия педагогами, руководителями, специалистами и методистами.

{mosregread}

Инструментальное сопровождение – учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ, представление и анализ учебников, учебное оборудование и пр.

Технологическое и информационно-методическое сопровождение – педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации по проектированию учебного процесса.

При этом главным результатом повышения квалификации педагога мы будем считать не сумму единиц усвоенной информации, а профессиональные изменения, предполагающие

  • динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться ит.п.;
  • достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности крешению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе внутришкольного повышения квалификации и самообразовании знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Обе заявленные позиции, помимо всего прочего, определяют формы и содержание итоговой аттестации учителей, а также особенности материалов для входного, промежуточного и итогового диагностирования.

Поэтому внутришкольное повышение квалификации и самообразование учителя в этой области мы видим в форме трех внутришкольных проектов, с одинаковым основанием, который приобретается при освоении учителями программы ознакомительного у ровня.

Рассмотрим проект программы эксперимента по теме:

«Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»

Актуальность. Необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода вызвана тем, что аналогичный подход как ведущий заложен в концепцию ФГОС-2, однако его понимание и реализация вызывает большие трудности у учителей-практиков.

Цель программы: разработать модель внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС, с опорой на концепцию, содержание и структуру стандартов нового поколения.

Задачи программы: Стратегические задачи 1 уровня:

  • изучить возможности внедрения в практику материалов ФГОС второго поколения;
  • осуществить оценку эффективности разработанных материалов ФГОС второго поколения как механизмов функционирования образовательного стандарта;
  • определить возможные риски при использовании ФГОС второго поколения в образовательном процессе школы;
  • сформулировать необходимые предложения по коррекции и доработке документов и материалов ФГОС второго поколения.

Стратегические задачи 2 уровня:

2.1. Оценить эффективность разработанных Требований:

  • оценить эффективность разработанных Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
  • оценить эффективность разработанных Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования,
  • оценить эффективность разработанных Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
  • оценить эффективность разработанной системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.2. Разработать содержание компетентностной модели учителя, умеющего правильно действовать на практике по апробации стандартов второго поколения:

  • учитель должен грамотно действовать на практике по реализации ФГОС-2;
  • учитель должен уметь при необходимости разработать программно-методическое обеспечение реализации на уроке ФГОС-2 поколения.

2.3. Разработать программу внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС-2.

Поставленные задачи могут быть достигнуты на основе последовательного выполнения тактических задач.

Тактические задачи 1 уровня:

3.1. Разработать систему проблемных секций, круглых столов, дискуссий, педагогических чтений, обеспечивающих принятие педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению.

3.2. Разработать систему внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов, обеспечивающих освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта, системы основных, ведущих и дополняющих их документов.

3.3. Разработать программу самообразования педагогов, обеспечивающую получение конкретного личностно-значимого образовательного продукта (программы, сценария, статьи, видеозаписи урока или его фрагмента), демонстрирующих реализацию учителем ФГОС-2).

3.4. Разработать систему индивидуальных консультаций педагогов, обеспечивающую коррекцию представлений учителей о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка.

3.5. Адаптировать технологию развития критического мышления с целью освоения педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; принятия ими современных педагогических стратегий обучения детей.

3.6. Выявить и обобщить опыт реализации учителями ФГОС-2, апробировать элементы системы аттестации учителей, сконструировать и апробировать новые образцы педагогического опыта и их диагностику.

Тактические задачи 2 уровня:

4.1. Разработать механизм реализации проекта «Компетентностный учитель Домодедовской гимназии» по реализации ФГОС - 2 поколения, обеспечивающий личностное развитие каждого ученика:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные психологические характеристики личности
  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

4.2 Создать и апробировать механизм взаимодействия субъектов образовательного пространства (учащихся, учителей, родителей на разных ступенях обучения) через участие и проведение конференций и семинаров на базе гимназии, вне нее и в сети Интернет

4.3 Организовать обмен педагогическим и управленческим опытом деятельности гимназии на курсах повышения квалификации, семинарах, сетевых конференциях на базе Домодедовской гимназии №5.

4.4 Разработать и апробировать программу проведения мониторинговых исследований на базе Домодедовской гимназии №5 по оценке:

  • развития профессиональных компетенций педагогов, способных реализовать ФГОС-2;

  • качества образовательного процесса (результатов, условий достижения образовательных результатов).

4.5 Разработать способы вовлечения и критериев результативности участия субъектов социально-педагогической среды в образовательном пространстве школы.

4.6 Разработать программу внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации ФГОС-2.

Объект экспериментальной работы – процесс подготовки педагогов к реализации ФГОС-2.

Предмет экспериментальной работы – модель внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации материалов ФГОС: концепции, содержания и структуры стандартов нового поколения.

Критерии и показатели:

  • Критерии и показатели эффективности модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации ФГОС-2.
  • Критерии и показатели результативности образовательной среды.
  • Критерии и показатели результативности деятельности педагогов.
  • Критерии и показатели опенки качества образования учащихся.

Гипотеза:

  • если разработать и реализовать проект «Компетентностный учитель Домодедовской гимназии» по реализации ФГОС-2 поколения, обеспечивающий личностное развитие каждого ученика;
  • создать и отработать механизмы взаимодействия субъектов образовательного пространства (учащихся, учителей, родителей на разных ступенях обучения) через участие и проведение конференций и семинаров на базе гимназии, вне нее и в сети Интернет;
  • организовать обмен педагогическим и управленческим опытом деятельности гимназии на курсах повышения квалификации, семинарах, сетевых конференциях на базе Домодедовской гимназии №5 по реализации ФГОС-2;
  • разработать и апробировать программу проведения мониторинговых исследований на базе Домодедовской гимназии №5;
  • разработать способы вовлечения и критерии результативности участия субъектов социально-педагогической среды в образовательном пространстве гимназии;
  • разработать программу внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС-2, то это позволит разработать эффективную модель внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к реализации материалов ФГОС, представляющих концепцию, содержание и структуру стандартов нового поколения.

Предполагаемые результаты

  1. Переход к реализации ФГОС-2 в начальной школе;
  2. Переход к реализации ФГОС-2 в средней школе;
  3. Переход к реализации ФГОС-2 в старшей школе.

МЕТОДИКА СБОРА И ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

  1. Анализ документов: педагогов (поурочное планирование, планы уроков и воспитательных мероприятий и др.; педагогические и управленческие разработки, дневники учителей-экспериментаторов.

  2. Наблюдения за деятельностью педагогов и учащихся (сплошные, выборочные).

  3. Анализ портфолио учителей, учащихся.

  4. Анализ проведения уроков и внеурочных занятий, их протоколирование, анализ результатов деятельности педагогов; учащихся.

Этапы реализации Программы

I этап (2010-2011г.г.) – «запуск» Программы: организация Совета Программы и направлений, оформление рабочих и проектных групп, изучение ситуации, изучение существующих разработок по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, разработка планов деятельности (для учителей начальной школы), получение и оформление первичного опыта.

Тема на 2010-2011 учебный год: «Внутришкольная подготовка коллектива Домодедовской гимназии к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС - 2 поколения) (на базе начальной школы).

II этап (2011- 2013 гг.) – реализация стратегических направлений программы эксперимента, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы.

Тема на 2011-2013 учебный год: «Внутришкольная подготовка педагогических кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» (на базе средней школы). Разработка планов деятельности (для учителей средней школы), получение и оформление опыта реализации ФГОС-2.

III этап (2013 - 2015 гг.) – реализация и уточнение стратегических направлений программы эксперимента, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы. Тема на 2013-2015 учебный год: «Внутришкольная подготовка педагогических кадров к апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» (на базе старшей школы). Разработка планов деятельности (для учителей старшей школы), получение и оформление опыта реализации ФГОС-2.

Перспективный план экспериментальной деятельности на 2010-2011 год

Муниципального общеобразовательного учреждения
Домодедовской гимназии №5, г.Домодедово, Московской области

по теме: «Внутришкольная подготовка коллектива Домодедовской гимназии к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС-2 поколения) (на базе начальной школы)».

№ п/п

Содержание.

Срок

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Разработка и утверждение программы экспериментальной работы в школе.

январь

Директор Зам. директора по научной и инновационной работе

Наличие программы экспериментальной работы в гимназии по теме: «Подготовка педагогических кадров к апробации Стандартов второго поколения».

2-а

Сбор информации по тематике ФГОС-2

Январь-февраль

Зам. директора по УВР

Информационный банк данных

Библиотека по теме эксперимента

2-б

Создать и отработать механизмы взаимодействия субъектов образовательного пространства (учащихся, учителей, родителей на разных ступенях обучения) через участие и проведение конференций и семинаров на базе гимназии, вне ее и в сети Интернет;

Январь – февраль

Зам. директора по УВР

Перечень возможных исследовательских и проектных работ педагогов.

Заявки на проекты, направления

Наличие рабочих групп, действующих по теме:

«Внутришкольная подготовка коллектива Домодедовской гимназии к апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (на базе начальной школы).

3

Проведение внутришкольных семинаров по теме ЭД .

март – апрель

Зам. директора по УВР

План проведения семинаров по теме ЭД. Осознанность педагогами концептуальных идей ФГОС-2

Принятие педагогами и инновационности ФГОС-2. Проект «алгоритм организации образовательного процесса по стандартам второго поколения»

4

Разработка психолого – педагогического сопровождения экспериментальной деятельности

май

Психолог
Зам. директора по
научной работе

Индивидуальные планы личностного роста педагога. План формирования УУД Индивидуальные планы текущего года эксперимента каждого участника-учителя начальной школы.

5

Открытие на сайте школы страницы по ЭД .

июнь

Ответственный по информационным коммуникациям

Наличие Web-страницы по экспериментальной деятельности ФГОС-2 в начальной школе.

6

Описание фрагментов опыта формирования УУД

июль – август

Директор Учителя

Статья

Авторские проекты и программы организации образовательного процесса

7

Создание программы семинаров для учителей начальной школы

сентябрь

Зам. директора по УВР

Наличие программы внутришкольного повышения квалификации на год для учителей начальной школы

8

Проведение семинаров, деловых игр, формирующих компетенции деятельности учителей в рамках системно-деятельностного подхода

октябрь

Зам. директора по УВР

Программы и описания круглых столов, деловых игр, семинаров.

Планы индивидуальной работы с педагогами, занимающихся проектированием уроков по реализации ФГОС-2

9

Научно-практические конференции по направлениям ЭД .

ноябрь

Зам. директора по УВР

План конференции: «ФГОС-2 от теории к практике».

Рефлексивная справка о проведении конференции

Авторские проекты и программы организации образовательного процесса

10

Мастер – класс по реализации ФГОС-2

декабрь

Зам. директора по научной работе

План проведения мастер – класса, отзывы участников мастер – класса

Авторские проекты учителей

11

Разработка семинаров для средней школы по выявлению инновационности ФГОС-2 и механизму его реализации

сентябрь – октябрь

Зам. директора по научной работе

График семинаров для предметов гуманитарного цикла, естественно-научного цикла.

Осознанность педагогами средней и старшей школы концептуальных идей ФГОС-2, принятие инновационности ФГОС-2.

12

Разработать и апробировать программу проведения мониторинговых исследований на базе Домодедовской гимназии №5 (для начальной школы)

ноябрь – декабрь

Зам. директора по научной работе

Результаты мониторинга

Авторские проекты и программы организации образовательного процесса

Отчет, рекомендации

 

Разработать содержание модели компетентностного учителя, умеющего правильно действовать на практике по апробации стандартов второго поколения:
• учитель должен грамотно действовать на практике по реализации ФГОС-2;
• учитель должен уметь при необходимости разработать программно-методическое обеспечение реализации на уроке ФГОС-2 поколения.

ноябрь – декабрь

Зам. директора по научной работе

Модель компетентностного учителя, умеющего правильно действовать на практике по апробации стандартов второго поколения (рабочий вариант)

13

Участие в конкурсах и конференциях по теме эксперимента

В течение года

Зам. директора по УВР

Научно-исследовательские работы, проекты, статьи учителей по теме эксперимента

Авторские проекты учителей

14

Организация обмена педагогическим и управленческим опытом деятельности гимназии на курсах повышения квалификации, семинарах, сетевых конференциях на базе Домодедовской гимназии №5.

В течение года

Зам. директора по УВР

Удостоверения курсов ПК

Дипломы участия

Отзывы участников

Авторские проекты и программы организации образовательного процесса

15

Подведение итогов 1 года работы по программе

декабрь

Зам. директора по УВР

Отчет о степени выполнении Программы эксперимента

{/mosregread}

В следующих номерах журнала авторы поделятся с читателями содержанием ознакомительного, базового, продвинутого уровня внутришкольной подготовки учителей к реализации ФГОС-2.


1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №2.

2 Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №6.

3 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. –2008. – №1.

4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 35с. – (Стандарты второго поколения).