Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся |
В статье представлен опыт создания центра организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся. Рассмотрены подходы к его организации, приоритетные направления деятельности и основные итоги по реализации проекта.
Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании № 4 (2010)
Баянов Олег Михайлович, Токарева Ирина Витальевна,
Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихсяКакой должна быть работа центра содействия укреплению здоровья обучающихся, чтобы она положительно влияла на формирование культуры здоровья у детского населения микрорайона школы?Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Около 60% школьников России страдают хроническими заболеваниями, часто несколькими. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». За последние 10 лет Министерствами здравоохранения и образования проведена серьезная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность заботиться о здоровье подрастающего поколения: 1995г.- введена специальность «валеология» в вузах; 2000г. утверждена «Медицинская карта ребенка» для ОУ (приказ №241 Министерства здравоохранения; 2001г. - приказ №371 «О штатных нормативах мед. персонала» (1 ставка школьного врача на 1200 уч-ся); 2002 г.- приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения №176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»; 2003 г. - программа «Здоровый ребенок» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России». Однако, по свидетельству статистиков, состояние здоровья населения России остается крайне неблагополучным. В качестве примера рассмотрим данные Министерства здравоохранения о проведенной в 2005 году диспансеризации уч-ся школ. Около 60% школьников РФ страдают хроническими заболеваниями, часто несколькими. Почти 2/3 сидящих за партами наших школ - больные дети. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных (в хронической или острой формах) [4,5]..В результате проведенного выборочного анкетирования, социологического опроса, данных, предоставленных медицинской службой школы и учителями физкультуры, была проанализирована ситуация в нашем образовательном учреждении. Проведенный анализ показал, что в школе были превышены районные показатели больше всего по:
Обращал на себя внимание тот факт, что состояние здоровья у учащихся начальной школы было хуже, чем у учеников средней школы, что означало, что уже в 1 класс ребенок приходил , имея одно или два хронических заболевания. Была проанализирована острая заболеваемость детей и подростков в ОУ в 2005 году. Эти данные (по отдельным заболеваниям) тоже значительно выше средних показателей по Октябрьскому району.
{mosregread}Коллективом школы были выявлены основные факторы, влияющие на состояние здоровья детей:
По итогам социологического опроса, проведенного среди учащихся, большая часть опрошенных одной из главных жизненных ценностей называет здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки от родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях. Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в освоении учебного материала, педагогический коллектив и медицинские работники школы должны направлять все свои усилия на устранение из жизни тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют этому. Проанализировав сложившуюся в школе ситуацию, педагогический коллектив пришел к выводу, что все мероприятия, акции по профилактике зависимостей и проблемам здорового образа жизни, родительские собрания и педагогические советы, работа медицинских работников, логопеда не объединены в единую систему действий. Многие мероприятия носили разовый характер и из-за этого не имели нужного результата. В рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [1, 2], реализации территориального подпроекта «Образование по стандартам XXI века» на базе МОУ СОШ №97 был создан «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ участников образовательного процесса». Представим основные функции центра: Учебно-воспитательная:
Коррекционная:
Консультативная:
Профилактическая:
Диагностическая:
Среди приоритетных направлений деятельности по проекту мы выделяем: 1. Спортивно-оздоровительное:
2. Просветительское:
Концепция «Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся» реализуется через учебно-воспитательную, внеклассную воспитательную работу, работу с родителями и учащимися, работу медицинской службы школы и школьной столовой. Основные этапы реализации проекта приведены ниже. Основные этапы проекта
Мероприятия:
Результат: Создание необходимых организационно-содержательных условий для реализации проекта
Мероприятия:
Результат:
Мероприятия:
Результат:
Мероприятия:
Результат:
Модель мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя следующие направления [4, 5, 6]:
В рамках проекта повысили квалификацию по тематике здоровьесбережения через курсы и семинары 16 учителей. Каждым учителем разрабатывается методическая тема по здоровьесбережению, которую он ежегодно защищает на школьных педагогических чтениях. В 2009г. свои выступления представили 13 педагогов. Выпущено 3 сборника по итогам работы за 2006-2009гг. Материалы педагогических чтений положены в основу школьного сборника статей по тематике концепции. Растет число публикаций педагогов и сотрудников школы из опыта реализации проекта (опубликовано 10 статей в сборнике «Инновационные процессы в образовании» г. Екатеринбург, 2006г., 2007г., 2008г.).Организован постоянный обмен опытом работы по теме здоровьесбереже- ния в рамках сетевого взаимодействия Инновационно-активных школ, работающих по данному направлению. К основным результатам деятельности по проекту следует отнести, прежде всего то, что он реализуется в образовательном пространстве школы системно, охватывая всех участников образовательного сообщества, все уровни управления и исполнения, все детское население микрорайона, начиная от дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом. В школе создана здоровьесберегающая образовательная среда, предоставляющая каждому учащемуся реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, потребностям и интересам. В школе создан «Центр здоровья», который координирует и организует работу по данному виду деятельности. Привели в соответствие с СанПиНами учебную мебель, приложили все усилия, чтобы у каждого ребенка высота парты (стола) и стула соответствовали его ростовым показателям; в каждом классном журнале прикреплена схема посадки учащихся под роспись учащегося и родителей. Осуществляем контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами) - как средство коррекции отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата. Инициативная группа, отвечающая за организацию горячего питания, следит за питанием в школьной столовой, проводит беседы с учащимися, родителями, подводит итоги за «Лучший класс» в организации горячего питания, совместно с ООО «Славянка» организовано награждение. Представители родительского комитета классов один раз в месяц осуществляют контроль за питанием, и свои замечания и рекомендации вносят в журнал по проверке столовой. Благодаря совместной работе повысился процент охвата учащихся горячим питанием с 73,5 % (2006 год) до 97% (2010 год). Мы применяем систему разноуровнего обучения, проводим нестандартные уроки, коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снизило напряженность в классах, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. Устраняем перегрузку на уроке и строго дозируем домашнее задание. На двадцатой минуте каждого урока проводим физкультминутку (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно проводим оздоровительный час на свежем воздухе в начальной школе. В школе продолжает успешно функционировать (уже 13 лет) своя медицинская служба, в составе которой работают смотровой и прививочный кабинеты, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, массажный кабинет. На базе школы с 1985 ежегодно летом работает санаторно-оздоровительный лагерь. Пролечиваем в лагере по назначениям врачей до 130-150 детей, отдыхает до 200 человек. В течение года медицинская служба школы обслуживает более 900 человек (дети от 0 до18, учителя и сотрудники школы, ветераны, другие категории населения по обращению).В учебный план школы с 2007 года внесен предмет «Культура здоровья» в 5-7 классах, в 10-11 классах факультатив «Оказание первой медицинской помощи и основные методы реанимации»; в начальной школе для учащихся 2- 4 классов ведется кружок «Культура здоровья».Ежегодно на родительские собраниях отдельные выступления посвящаем здоровью детей («Особенности психического здоровья в период становления учебной деятельности», «Ваш ребенок пошел в школу» и др). Подобран информационно-методический материал. Занятия в спортивных секциях школы наравне с учителями физкультуры ведут тренеры ДЮСШ (лыжи, ОФП, баскетбол). Заключены договора о взаимном сотрудничестве. Общий охват учащихся внеклассной спортивной работой 58%. Итоги мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы (2009г.) показали, что эффективность здоровьесберегающей деятельности школы находится на высоком уровне (172 балла из 200 возможных).{/mosregread} Литература
|