Инновации и эксперимент в образовании

Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся

В работе представлен опыт работы лицея по применению педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого лицеиста с учетом его склонностей, функциональных и психологических возможностей.

Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании № 4 (2010)
Раздел: Инновации в образовательных учреждениях, стр.29-31

 

Куницкая Светлана Владимировна
учитель экологии и биологии высшей категории
МОУ лицей №3 г. Екатеринбург

Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся1

Можно ли уменьшить выраженность отрицательного действия на состояние здоровья и успешность обучения учащихся с помощью технологии модульного обучения?

Характерной особенностью современного образования выступает его модернизация. Процесс образования становится все более энергозатратным. При дефиците времени учащимся приходится прилагать значительные усилия для выполнения требований Государственного образовательного стандарта. Отбор содержания, организация и реализация образования осуществляются в основном без учета индивидуальных характеристик субъектов, участвующих в образовании. В частности, недостаточно учитывается типология временной организации протекающих в организме учащихся физиологических и психических процессов.

Для решения обсуждаемой проблемы необходимо опираться на резервы образования в сферах здоровьесбережения и повышения уровня компетентности в сфере личностного самосовершенствования (по А.В. Хуторскому) выпускников учреждений системы образования. К таким резервам, в частности, относится технологический подход к организации и реализации образования, а именно реализация технологии модульного обучения школе.

Применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, составляет главный резерв педагогического, валеологического воздействия на учащихся и соответствует современной концепции личностно ориентированного образования.

Традиционная классно-урочная система организации процессов обучения и воспитания подрастающего поколения не способна в полной мере удовлетворить запросы современного российского общества в здоровых и высоко образованных субъектах. По мнению М.Н. Скаткина, эта система нивелирует способности учащихся, «стрижет всех под одну гребенку», культивирует подражательную деятельность, не обеспечивает условия для формирования творческих способностей [7]. Она создает в организме субъектов образовательного процесса постоянную информационную перегрузку, состояние хронического психического стресса. Стрессогенными воздействиями являются: насыщенный информационный поток, дефицит времени, отведенного для работы головного мозга, высокая мотивация, сложность решения задач [2]. При этом возникает решающий фактор реализации психического стресса - отрицательная эмоция, запускающая неблагоприятные функциональные сдвиги в организме. В связи с этим назрела необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий, повышающих потребность учащихся в образовании, уровень их образованности. В рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [4,5], МОУ лицей №3 аактивно занимается внедрением здоровьесберегающих педагогических технологий в учебный процесс

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечивать развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, быть ориентированными на развитие базовых компетентностей: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, информационной, общекультурной [9]. Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе, эффективно взаимодействовать, соблюдая принципы антропосинергизма, частным основанием которого являются биоритмологические закономерности.

В отношении здоровьесбережения и формирования образованности учащихся наиболее перспективной представляется технология модульного обучения. Это обусловлено характерными ее принципами: структуризация содержания обучения на обособленные элементы, динамичность, деятельность, гибкость, разносторонность методического конструирования, полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей.

{mosregread}Технология модульного обучения апробирована нами на специализированных экологических курсах, уроках биологии, реализуемых в старшем звене МОУ лицей №3 г. Екатеринбурга, в период с 2006 по 2009 год. В эксперименте приняли участие 52 человека (14 девушек и 38 юношей) в возрасте 16-17 лет. Для выявления воздействий традиционного и модульного обучений на показатели стресса определяли уровень психологического стресса [1] и стрессоустойчивость [3]. Исследовали также умения учащихся самостоятельно формулировать цель урока, учебную проблему, остаточные знания, сформированность общеучебных умений и навыков, в области когнитивных категорий таксономии Б. Блума: применение, анализ, синтез, оценка.

Результаты эксперимента показали, что при традиционном обучении 56,8% учащихся испытывают средний уровень стресса (2,46±0,46 баллов) и 36,4% являются стрессонеустойчивыми (средний показатель 55,3±3,6 баллов). После проведенного модульного обучения преобладающим среди учащихся становится низкий уровень стресса (55,2% случаев с показателем 2,53±0,35 баллов), а количество стрессонеустойчивых учащихся уменьшилось до 22,8% с показателем 52,2±2,6 баллов). Положительная динамика наблюдается и по другим показателям. Так, количество учащихся, обладающих умениями самостоятельно формулировать цель урока и учебную проблему увеличилось соответственно в среднем на 39% и 75,8%. Возросли остаточность знаний в среднем на 15,9% и сформированность общеучебных умений и навыков на 27,8%. Применение учащимися полученных знаний в новых ситуациях, анализ, синтез, оценка возросли в среднем соответственно на 15%, 21%, 19%, 27,5%.

По результатам анкетного опроса занятия, организованные по модульной технологии предпочитают 88,8% учащихся. При этом 64,3% учащихся выбирают модули, посвященные проблемам здорового образа жизни и сохранения здоровья, что свидетельствует о высокой значимости для учащихся данного раздела и его востребованности. После модульного обучения 88,4% учащихся способны не просто указать тему, по которой можно сформулировать проблему, но и правильно ее оформляют. Они могут увидеть внутреннее противоречие в конкретной ситуации, что свидетельствует о включении их активного творческого мышления. Полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности технологии модульного обучения в сферах здоровьесбережения, формирования личности и образованности учащихся на основе реализации принципа индивидуализации, хронобиологического и валеологического подходов в образовании.

Также осуществлялся эксперимент по оценке эффективности модульной технологии как фактора сохранения психологического здоровья учащихся 16-17 летнего возраста жителей Среднего Урала с учетом индивидуальных типов работоспособности [8]. В течение двух лет у лицеистов оценивались показатели по сезонам года: уровень стресса (Reeder L.G.), стрессоустойчивость (Губарева Л.И., Мизирева О.М.и др.), самоактуализация личности (Дубровицкая Т.Д.), рефлексивность (Карпов А.В.), самочувствие, активность и настроение (методика САН по Доскину, В.А., Лаврентьевой Н.А., Мирошникову М.П., Шарай В.Е.), школьная тревожность по Филлипсу, самооценка тревожности (Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л.).

Проведенные исследования показали высокую эффективность технологии модульного обучения в оптимизации психологического комфорта учащихся. Увеличилось количество юношей аритмичного хронобио- логического типа (АХТ), имеющих низкий уровень стресса (с 39,6% до 50,0%), снизился процент юношей со средним уровнем стресса (с 57,9% до 48,7%), увеличилась стрессоустойчивость юношей на 28,1%, в среднем (с 51,5% до 79,6%), на 27,8% возросло число юношей с высокой самоактуализацией личности (с 18,7% до 46,5%). После модульного обучения юноши АХТ более способны к рефлексии, так рефлексивность среднего уровня стала проявляться у 68,7% юношей, высокоразвитая рефлексивность отмечена у 8,0% юношей, тогда как в традиционной системе обучения средняя рефлексивность наблюдалась у 32,8%, а высокая - у 3,1% юношей. Методика САН также показала увеличение показателей после модульного обучения (самочувствие возросло на 0,52 балла, активность увеличилась на 0,9 балла, настроение на 0,5 балла). Параллельно происходит снижение уровня школьной тревожности: на 27,9% (с 31,8% до 59,7%) возрастает количество учащихся с низким уровнем школьной тревожности, на 14,0% в среднем (по всем уровням) снижается реактивная тревожность, личностная тревожность снижается на 81,4% в среднем по всем уровням.

У девушек с аритмичным хронотипом наблюдается снижение уровня стресса и возрастание стрессоустойчивости: так, 44,9% девушек имеют средний уровень стресса в традиционной системе обучения и только 28,6% при модульном обучении, процент стрессонеустойчивых девушек АХТ снижается на 24,2% (с 50,2% до 26,0%). Увеличивается число девушек с высоким уровнем самоактуализации личности и рефлексивности: на 13,1% (с 19,5% до 32,6%) и 11,1% (с 3,7% до 14,8%), соответственно. Улучшается самочувствие (на 0,8 балла), активность (на 1,1 балла), настроение (0,3 балла). Оценка тревожности показывает, что количество девушек, имеющих низкий уровень школьной тревожности (по Филлипсу) возрастает на 22,2% после модульного обучения, реактивной тревожности на 5,2%, личностной тревожности на 8,5%. Данные свидетельствуют о высокой эффективности технологии модульного обучения для категории учащихся с аритмичным хронобиологическим типом работоспособности.

Такая же картина наблюдается и в категории распространения вечернего хронотипа (ВХТ). После внедрения модульной технологии обучения увеличивается число юношей и девушек ВХТ с низким уровнем стресса (с 22,2% до 61,4%, и с 21,6% до 53,3%, соответственно). Снижается количество стрессонеустойчивых молодых людей (на 8,9% у юношей и 10,0% у девушек), возрастает процент учащихся, имеющих высокий и средний уровень самоактуализации личности (с 36,8% до 51,9% у юношей и с 38,4% до 80,0% у девушек, соответственно). Развивается рефлексивность среднего уровня (с 24,3% до 39,2% у юношей и с 28,3% до 56,6% у девушек). Оптимизируется самочувствие (на 0,7 балла у юношей с ВХТ, на 0,4 балла у девушек той же категории), активность (на 0,9 балла у юношей и на 1,0 балла у девушек), улучшается настроение (на 0,9 балла у юношей и 0,8 балла у девушек). После модульного обучения увеличивается число учащихся с низким уровнем школьной тревожности (с 43,9% до 53,9% у юношей, на 40% у девушек). Снижается реактивная и личностная тревожность: процент юношей, имеющих низкий уровень реактивной тревожности, увеличивается с 51,3% до 63,9%, а девушек с 6,6% до 26,7%.

Помимо внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий обучения в образовательный процесс лицея осуществлялось изучение самомассажа по А.Б. Леоновой [6], как антистрессового фактора. Оценка влияния самомассажа, проводимого в экспериментальной группе (14 человек) 10-х классов в течение недели в октябре 2008 года как фактора профилактики стрессовых состояний и оптимизации работы организма по ряду показателей показала следующие результаты:

  1. По изменению артериального давления действие массажа можно оценить как нормализующее, т.е. приближающее к нормальным возрастным показателям (см. табл.).
  2. Высокая утренняя частота пульса и дыхания до проведения массажа свидетельствует о поверхностной вентиляции легких и небольшом кислородном голодании тканей. После проведения массажа данные показатели снижаются (на 8,1% для ЧСС и на 11,2% для ЧД), т.е. массаж оказывает нормализующее действие, углубляет дыхание и способствует насыщению тканей кислородом.
  3. Проба по «индивидуальной минуте» показывает, что и до, и после массажа ее показатели находятся в возрастной норме, что свидетельствует об уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения. После массажа происходит удлинение «индивидуальной минуты» (на 2,97с), что свидетельствует о возникновении преобладания в коре больших полушарий процессов возбуждения и повышении способности к адаптации в условиях предстоящих в течение дня эмоциональных, интеллектуальных нагрузок.
  4. Утренняя температура тела также находится в пределах номы, однако до проведения массажа она лежит на нижней границе нормы, а после массажа повышается на 0,20 С и стремится к дневной нормальной температуре (36,60 С).
  5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), до массажа оценивается как удовлетворительное (48,8с), а после массажа как хорошее (52,7с), т.е. увеличивается на 7,4%, что говорит о повышении уровня кислородного обеспечения организма и кардиореспираторного резерва учащихся.
  6. Время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи), до массажа оценивается как неудовлетворительное (28,03с), а после массажа как удовлетворительное (36,0), что также свидетельствует об оптимизации кислородного обеспечения организма и кардио-респираторного резерва учащихся.

Таблица. Динамика физиологических показателей до и после проведения сеанса самомассажа

Условия исследования
Средние показатели

Артериальное
давление
(мм.рт.ст)
ЧСС
(уд/мин)
ЧД
(дых.дв.
/мин)
ИМ
(с)
t тела
(0 C)
Проба
Генчи
(с)
Проба
Штанге
(с)
До проведения самомассажа (исходные данные) 96,9:68,5 85,3 23,2 58,05 36,2 28,03 48,8
После проведения самомассажа 102,2:71,3 78,4 20,6 61,02 36,4 36,0 52,7

В целом действие самомассажа по А.Б. Леоновой можно оценить как нормализующее и оптимизирующее состояние организма, повышающее сопротивляемость воздействию внешних факторов, в том числе и стресс-факторов. Такой массаж может быть рекомендован учащимся во время обучения как фактор снижения стрессовых влияний процесса образования.

Таким образом, применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, функциональных и психологических возможностей, соответствует современной концепции личностноориентированного образования. Такие технологии позволяют оптимизировать и индивидуализировать процесс образования, уменьшить выраженность отрицательного действия на состояние здоровья и успешность обучения учащихся, повысить эффективность формирования уровня образованности выпускников учебных заведений и сохранить их здоровье.{/mosregread}

Литература:

  1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. С-Пб: Речь, 2007.
  2. Гоомбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
  3. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: практикум. М.: Владос, 2005.
  4. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.
  5. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 1.
  6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Мед. Институт, 1993.

1 Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-06-004483а