Инновации и эксперимент в образовании

Повышение психолого- педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей»

Автор обращает внимание на различные методы, формы и приемы работы с родителями, влияющие на повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений. Систематическое внедрение работы с родителями направлено на объединение педагогического коллектива и родительской общественности по созданию в школе и дома условий для успешной самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, социальной адаптации.

 

Журнал Эксперимент и инновации в школе №4 (2010)
Раздел: Кабинет практического психолога, стр. 77-80

Пеньевская Наталья Николаевна
Социальный педагог
II квалификационной категории
Ямало-Ненецкий автономный округ
Гимназия г. Лабытнанги
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. '; document.write( '' ); document.write( addy_text41720 ); document.write( '<\/a>' ); //--> Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей»

Как повысить психолого-педагогическую, коммуникативную и правовую культуру родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений?

 

Ведущей целью работы с родителями является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании, обучении и развитии ребенка, а также в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей на разных этапах развития.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование полноценной, всесторонне развитой личности ребенка;
  2. Повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  3. Объединение педагогического коллектива и родительской общественности по созданию в Гимназии и дома условий для успешной самореализации ребенка
  4. Повышение престижа здоровой семьи с привлечением медицинских работников;
  5. Привлечение правоохранительных и других заинтересованных органов к сотрудничеству по охране прав детей и семьи в целом.
  6. Изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала.

Условия формирования опыта. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы;
  • изучение спроса родителей.

Теоретическая база опыта. Теоретическая значимость опыта заключается в характеристике методов и форм работы с родителями.

Актуальность и перспективность опыта. Семья - неотъемлемая ячейка общества. Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации, учится жить по законам общества.

Семья может являться как положительным так и отрицательным фактором воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей - матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но и никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В ходе реформирования страны, положение семьи осложнилось. Снижение качества жизни отрицательно сказалось на организации домашнего быта, здоровье членов семьи, удовлетворении их культурных, духовных, образовательных потребностей. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Снизилась роль семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья.

Для преодоления негативных тенденций необходимо сближение позиций родителей и школы, установление партнерских отношений, взаимопомощь и взаимоподдержка для решения основной задачи - воспитание достойного гражданина. Психолого-педагогические знания родителей, необходимы им в правильном воспитании своего ребенка.

Работа с родителями должна осуществляться всеми педагогами независимо от того, какой предмет они преподают. Чтобы данный процесс был эффективным, педагогам необходимо знать формы, методы и приемы работы с родителями.

{mosregread}

Адресность опыта. Данный опыт рекомендовано использовать во внеклассной работе классным руководителям, педагогам психологам, социальным педагогам, учителям предметникам.

Занятия в родительском клубе построены таким образом, что родители могли поразмышлять, проиграть ситуации о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт.

Формы и методы организации заседаний клуба «Университет для родителей» очень разнообразны:

  • Дискуссия - способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей;
  • Деловые, ролевые игры - позволяют проиграть ситуацию;
  • Лекции - способствуют повышению психолого- педагогической, правовой культуры родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • Консультации - способствуют повышению психолого-педагогической грамотности;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций - помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • Анализ ситуаций - помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных поступков, корректировать поведение свое и ребенка;
  • Анализ видео- и аудиоматериала - позволяет со стороны увидеть или услышать способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ.
  • Тренинги; практикумы, творческие задания;
  • Круглый стол; беседы, и т. д.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей;
  • повышение психолого-педагогических, социально- экономических, медико-экологических знаний, способствующих планомерному воспитанию детей.
  • активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей.
  • создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания.

Результативность заседаний родительского клуба «Университет для родителей» позволяет родителям:

  • всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • получать профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком;
  • применять на практике знания о возрастных особенностях ребенка.

Разработка заседания родительского клуба «Университет для родителей»

Тема: Детско-родительские отношения «Умеете ли вы любить своего ребенка»

Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей.

Предварительная подготовка (на доске написаны высказывания)

"Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю". (С. Соловейчик)

"Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми". (С. Соловейчик)

Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи:

  1. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  2. Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
  3. Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Ход собрания:

  1. Игра-приветствие «Знакомство». (Родители встают в круг, передавая мяч, называют свое имя и имя предыдущего участника).
  2. Вступительное слово. - Какое чувство в нашей жизни является самым важным, самым необходимым? (Любовь, дружба, уважение, взаимопонимание.) - Все эти чувства являются важными, но их можно объединить одним словом «любовь». Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос "Любите ли вы своего ребенка?" - А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.
  3. Дискуссия по теме собрания. - Давайте сначала выясним, что такое родительская любовь? (Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети.; Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.). - С чем можно сравнить родительскую любовь? (Цветок, яблоко, солнце, воздушный шар.) - Как нужно любить своего ребенка, и умеем ли мы любить своего ребенка, всегда ли воспринимаем своего малыша таким, какой он есть? - Что вы ждали и требовали ли от своего ребенка что-нибудь, когда он родился? (Мы ничего от него не ждали, не требовали, просто любили, радовались тому, что он есть.) - А сейчас он подрос, изменилось ли ваше отношение к нему и почему? Что сейчас вы ждете от своего ребенка, что требуете? (Да, нам хочется, чтобы ребенок был хорошим человеком.). - Всегда ли вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть? (Это зависит от ситуации.) - Как вы думаете, к чему может привести родительская любовь и желание вырастить из ребенка воспитанного и культурного человека?
  4. Разыгрывание сценки «Статуя-ребенок». Давайте разыграем сценку, которая называется «Статуя- ребенок», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями. Один родитель - мой ребенок. «Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали. - Мама, а что там такое, посмотри! - говоришь ты. - Некогда, смотри под ноги, вечно крутишь головой. Перестань глазеть! - я тебе отвечаю. И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально - он закрывает глаза, как приказала мама. (Шарфом завязываю глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит: - Мама, а кто такой дядя Юра? - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как тебе не стыдно подслушивать! Закрой уши! (Завязываю уши.) Мы выходим из автобуса и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать. - Ой, какой сегодня день! Мам, меня Маша будет ждать, я ей пообещала принести ластик, тот, что. - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Быстро рот закрой! (Завязываю рот.) Мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная: - Что у тебя за руки, что ты их вечно куда- то суешь, не можешь без этого! Убери руки! (Завязываю руки.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее: - Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка: - Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай мне руку! Не руки, а крюки - ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее: - Что ревешь?! Что ты плачешь? Нечего реветь! Только позоришь меня! Перестань реветь, я кому сказала! (Завязываю сильно живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольно всем что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получилось, и причем обязательно хорошо. - Что чувствует ребенок и можете ли чувствовать вообще в данной ситуации? - Что хочется развязать ребенку в первую очередь и почему? - О чем думает ребенок? Как себя чувствует ребенок, когда все вокруг начали приказывать ему? - Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. А чтобы этого не происходило. Мы с вами выполним задание.
  5. Задание «Продолжи фразу . .. » . Давайте продолжим фразу: «Дети - это . цветы жизни». Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, ко - торый нуждается в защите в любви. И чтобы цветочек рос и не увядал ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю свою жизнь. У вас на столах лежат капли, напишите на них самое доброе, самое ласковое слово своему малышу-цветку. (Составляем картинку). Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова можно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально - 12 раз в день! Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается. Родители, а особенно мама, самые главные люди в его жизни.
  6. Тест «Какой я родитель?» Раздаются листочки на которых написаны вопросы. Родителям необходимо ответить на эти вопросы. Нужно поставить цифру при ответе на вопрос "да" - 2 балла, "отчасти", "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.
    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
    2. Говорят ли дети с вами "по душам", советуются ли "по личным делам"?
    3. Интересуются ли они вашей работой?
    4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
    5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
    6. Проверяете ли вы как они учат уроки?
    7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
    8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
    9. А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
    10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
    11. А телевизионные передачи и книги?
    12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
    13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
    14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов. Итак.

Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.

От 10 до 20 баллов - Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. 

Менее 10 баллов - Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:

  • неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;
  • ограничение самостоятельности подростка в авторитарной форме;
  • убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;
  • нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;
  • непонимание потребностей детей;
  • игнорирование личных интересов ребенка;
  • запрещение ребенку заниматься любимым делом;
  • убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;
  • бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии их представления о цене труда.

Анализ форм проявления любви к ребенку.

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учится на чужих ошибках, не правда ли? Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха.

Упражнение "В лучах родительского солнца". 1. Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: "Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?" например вы пишете на одном лучике "Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами", на другом "Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него", на третьем - "Я добрая" и т. п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. Предлагаю вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом. [5]

Какой бы родитель не хотел сказать: "Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения". Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и пытаться приблизится к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:

  1. Это обычные дети.
  2. Они ведут себя как все дети на свете.
  3. В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.
  4. Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
  5. Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я выражаю им свою любовь к ним только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее (если не более), чем они сами.
  6. Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им по мере того, как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.
  7. Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
  8. Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.
  9. Подведение итогов работы. Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие "тактильного голода". Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: "Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать". У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышлений в памятке - конспекте нашего разговора. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения: "Из сегодняшнего разговора я поняла..«Мне не понравилось.. «На следующем заседании я хотела бы услышать... Большое спасибо за работу.{/mosregread}

Список литературы:

  1. Гордон Т. Повышение родительской эффективности// Популярная педагогика. - Екатеринбург,1997 - 327с., [208] л
  2. Заводова Т.Е., Лежнева Ю.А. Семейное воспитание. - Мн., Красико-Принт,2006 - 234 с., [67]
  3. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль. Академия развития, Академия Холдинг,2002 - 189c., [122]л
  4. Кожарская С.Г. Подростковый конфликт. - Минск: Красико-Принт,2006 - 245с., [79]л
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрайт»,2002 - 275с., [89]л
  6. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов /автор-составитель Бескоровайная Л.С. - Ростов на/Д: "Феникс", 2002 - 174 с.
  7. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов /авторы-составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С. - Ростов на/Д: "Феникс", 2001 - 175 с.
  8. Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. "Воспитание школьников", 2001, № 5 - 144с., [36]л.
  9. Первушина Е.В. Способности ребенка. Как выявить и развить? СПб.: Невский проспект; Вектор,2007 - 243 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: Изд-во Владос-ПРЕСС,2003 - 353 с.
  11. Ротару Е.Н., Трубина С.М. Нормативно-правовая база локального уровня, обеспечивающая процессы развития Гимназии // Эксперимент и инновации в школе. - 2008 - №2.
  12. Сгибнева Е.П. Родительские собрания в средней школе: практ.рекомендации. - М.: Айрис-пресс,2006 - 155 с.
  13. Спиваковская А.С. Как быть родителем. - М.,1986 - 293 с.
  14. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: "Первое сентября", 2000 - 326 с.
  15. Школьный психолог.2008. №10 - 45 с.
  16. Школьный психолог. 2008. №16 - 45 с.
  17. Школьный психолог. 2008. №21 - 45 с.