Инновации и эксперимент в образовании

Формирование профессиональной компетентности учителя на базе ОУ в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа»

В данной статье освещено одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов - организация работы научного общества учителей; предложено положение о научном обществе учителей школы. Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании №5/2010
Раздел: Инновации в образовательных учреждениях стр. 41-43

Балашова Юлия Дмитриевна,
учитель математики ГОУ СОШ № 1162 г. Москва

Формирование профессиональной компетентности учителя на базе ОУ в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа»

Какие условия можно создать в школе для самообразования, самореализации и профессионального роста учителя?

Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося, что возможно только при условии наличия соответствующей культуры мышления у педагога. Сама стратегия развития Российского образования предполагает, что сегодня следует вести речь в первую очередь об активных формах повышения квалификации, о создании условий для самообразования учителя. В этом случае большое значение имеет готовность учителя обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, самостоятельно выполнять исследовательские задания, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Цель данного сообщения осветить одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов, показать возможности школы в подготовке учителя новой формации. Основными задачами такой подготовки являются обеспечение доступности и эффективности повышения квалификации для каждого учителя. Доступность обеспечивается выбором формы и темы обучения, возможностью участия в работе сетевых сообществ. Эффективность определяется возможностью учителя участвовать в управлении ОУ, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнёрства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранить профессиональное долголетие. Остановимся на такой форме работы как научное общество учителей, которое было создано в нашей школе с целью обеспечения условий для творческого развития и самореализации педагога.

В составе научного общества учителей работают следующие секции: «МИК» (мастерство, интеллект, компетентность), «Лидер», «Надежда», «Аналитик». Возглавляют работу совет НОУ, президент и научный руководитель. В рамках секции «МИК» происходит применение, апробация, оценка эффективности и возможных рисков применения инновационных педагогических технологий. В данный момент ведётся работа над следующими технологиями: проектными с использованием технологии ВикиВики и элементов обогащающего обучения, эпистемическими, кейс технологиями. На базе школы было проведено обучение педагогов курсу «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» программы Intel «Обучение для будущего» с целью освоения современных педагогических методик, сетевой педагогики, формирования новых представлений педагогов о системе оценивания. Апробация эпистемических технологий, в основе которых лежит мыследеятельностный подход, проводится не только в учебно-воспитательном процессе, но и в работе с педагогическим коллективом (при проведении педсоветов, семинаров - практикумов, дидактических игр и т.д.). Учителя - члены НОУ принимают участие в работе сетевых инновационных образовательных моделей, в частности, в работе Центра инструкционного дизайна в образовании в качестве общественных экспертов конкурса «Инструкционно-дидактический дизайн в образовании». Участники секции «Лидер» занимаются созданием и апробацией комплексно-целевых программ, на основе которых строится управление школой (по вертикали). На данный момент в школе апробируются следующие КЦП: «Здоровье», «Подготовка к ЕГЭ», «Подготовка к ГИА», «ТОББО», «Управление качеством образования», «Интеллект», «Подросток»; оценивается эффективность и возможные риски применения программ «Интеллект» и «Подготовка к ЕГЭ».

Секция «Аналитик» занимается анализом деятельности школы (с применением методики swot анализа), апробацией и созданием новых методик управления качеством образования; разработкой критериев оценки качества труда педагога. Данная работа строится на основе результатов деятельности школы в рамках ГЭП «Управление качеством образования», разработок Московского центра качества образования, сетевого взаимодействия по данной проблеме.

Члены секции «Надежда» осуществляют руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках научного общества учащихся «Надежда», используя результаты работы школы в ГЭП «Экология и устойчивое развитие» и «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».

Результатом работы научного общества учителей является рост творческого и профессионального мастерства педагогов школы, и, как следствие, рост творческой активности учащихся. К числу результатов можно отнести: - подготовку управленческих кадров из числа учителей школы; - участие педагогов в профессиональных конкурсах; - увеличение числа печатных работ; - увеличение числа учащихся - победителей олимпиад и уровня этих олимпиад; - рост числа участников и победителей исследовательских и творческих конкурсов.

{mosregread}Таким образом, участие учителей в работе научного общества обеспечивает творческое применение педагогами стандартов и технологий, связанных с использованием возможностей инфраструктуры школы будущего: работы с процессами обновления знаний, работы по формированию и отслеживанию способностей и компетентностей учащихся, работы по созданию сценариев образовательных ситуаций, разработки индивидуальных траекторий развития детей; организации проектной и исследовательской деятельности учащихся; и, безусловно, способствует решению задачи подготовки учителя школы будущего, формированию и совершенствованию профессиональной компетентности учителя.

Положение о научном обществе учителей ГОУ СОШ №1162

Научное общество учителей (НОУ) - самостоятельное формирование, которое объединяет учителей школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к совершенствованию профессиональной компетентности. НОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании» и данным Положением.

Цель: Создание в школе условий для самообразования, самореализации и профессионального роста учителя.

Задачи:

  1. Приобщение педагогов к научной, исследовательской и экспериментальной деятельности.
  2. Обеспечение доступности и эффективности повышения квалификации каждым учителем. Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся.
  3. Создание условий для расширения среды общения педагогов школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
  4. Создание условий для участия учителя в управлении школой. Систематизация научной, исследовательской и экспериментальной деятельности учителей, содействие в профессиональном становлении учителя.
  5. Участие учителей в профессиональных и творческих конкурсах.

Структура НОУ.

  1. Членами НОУ являются педагоги школы, изъявившие желание активно участвовать в научной, исследовательской и экспериментальной деятельности.
  2. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года. На собрании подводятся итоги работы за год, планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается Совет, который осуществляет непосредственное руководство работой НОУ, президент НОУ.
  3. В состав Совета НОУ входит научный руководитель, президент НОУ, могут входить руководители секций. Совет НОУ координирует работу, осуществляет приём новых членов общества.
  4. В составе НОУ работают следующие секции:
  • «МИК»;
  • «Лидер»;
  • «Надежда»;
  • «Аналитик».

Основные направления работы НОУ.

  1. Апробация, оценка эффективности и возможных рисков применения инновационных педагогических технологий (в рамках секции «МИК»).
  2. Создание и апробацией комплексно-целевых программ, на основе которых строится управление школой (по вертикали) - в рамках секции «Лидер». Руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках научного общества учащихся «Надежда».
  3. Анализ деятельности школы по всем направлениям (в рамках секции «Аналитик»).

Содержание и формы работы.

  1. Организация и проведение исследовательских, проектных работ, в рамках осуществляемых секциями учебно-исследовательских, научно- педагогических проектов.
  2. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач. Подготовка к печати научных статей, учебных программ, видеопособий и т.п. Организация обучения педагогов школы по темам исследовательской работы.
  3. Организация и проведение школьной научно- практической конференции.
  4. Участие в профессиональных и творческих конкурсах.

Права, обязанности участника НОУ:

  1. В научное общество учащихся может вступить каждый учитель, имеющий интерес к научной деятельности.
  2. Каждый участник НОУ имеет право:
  • войти в состав любой из секций (не более 2-х);
  • избирать и быть избранным руководителем секции, президентом НОУ;
  • выбрать форму выполнения работы;
  • получить необходимую консультацию у научного руководителя, руководителя секции, президента НОУ.

3. Учитель, участвующий в НОУ, обязан:

  • регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ;
  • периодически сообщать о промежуточных результатах своей работы на заседании своей секции;
  • соблюдать сроки выполнения работ.

{/mosregread}

Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения). -  ISBN 978-5-09-019046-6.
  2. Программа и сопровождающие учебные материалы по повышению квалификации работников образования. Проект «Строим школу будущего» как база экспериментально-инновационного развития столичного образования.