Инновации и эксперимент в образовании

Развитие через открытия

Автор раскрывает сущность нового учебного предмета «технология» в начальной ступени образования, показывает на каких теоретических основаниях может строиться урок технологии, чтобы обучение было не трудно, а интересно.

Журнал: Эксперимент и инновации в школе № 5/2010 
Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности, стр. 3-6

 

Лутцева Елена Андреевна,
кандидат педагогических наук
доцент педагогического факультета МГПУ
доцент кафедры педагогики и психологии
АПКиППРО г.Москва

Развитие через открытия

Как сделать урок технологии интересным для ученика?

Уважаемый читатель - методист, завуч, учитель и будущий учитель, сегодня в профессиональном смысле вы находитесь в трудной ситуации. За окном жизнь стремительно меняет людей, их ценности и позиции. Особенно вам заметно и может быть не совсем понятно то, что в первую очередь многие работодатели ценят в своих работниках инициативность, активность, мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать с информацией, во вторую - профессиональные знания и умения. А учителя по-прежнему усиленно вкладывают свои силы, подчас за счет здоровья своих учеников, в накопление знаний и умений по учебным предметам. Было бы хорошо, если бы результат показывал высокое качество этих знаний и умений. Но, увы. Особенно это заметно на уроках трудового обучения (технологии), когда до четвертого класса работы детей, изделия, грязные от клея, деформированные, неинтересные творчески и по уровню сложности недалеко ушли от детского сада. При этом развитие личностных качеств в задачи уроков не ставятся, а если и предполагаются, то выполнить эту задачу почти невозможно в рамках самого распространенного в современных учебных заведениях объяснительно-иллюстративного подхода. Этот метод, при котором учитель - лицо говорящее, а ученики слушатели и пассивные исполнители, приводит к тому, что дети очень скоро начинают бояться неправильно ответить, самостоятельно сделать шаги в выполнении поставленных учителем задач, становятся неуверенными в себе, замыкаются и теряют желание учиться. Он действенен только для учеников сильных, и то только в части быстро «схватить» новый материал благодаря пригодным способностям и закрепить его тренажем. Этот методический подход обучения способствует увеличению числа троечников класс от класса. Он не оставляет детям места для активного самостоятельного поиска нового знания и практического умения, а также приобретения практического опыта решения жизненных проблем, не способствуют формированию личностных качеств: активность, инициативность, уверенность в себе, настойчивость в достижении поставленной цели. Что же необходимо поменять в методике, чтобы и знания были полными, прочными и осуществлялось развитие жизненно необходимых личностных качеств каждого ученика? На эти вопросы мы постараемся ответить на примере учебного предмета технологии.

{mosregread}А теперь проверьте себя. Понимаете ли вы, что лежит в основе развивающего, деятельностностного подхода в обучении. ...

 

Прочитайте вопросы и выберите ответ: «да» или «нет».

  1. Все виды деятельности (искусство, физическая активность, предметно-манипулятивная деятельность, интеллектуальная) одинаково необходимы и важны для всестороннего развития и будущего профессионального самоопределения ребенка. * Да/ Нет
  2. Самые важные учебные предметы в начальной школе - математика, русский язык, литературное чтение. * Нет/ Да

  3. Объяснение учителя - самый действенный метод обучения слабых учеников. * Нет/ Да

  4. Авторитет учителя должен быть непререкаем. Учитель не может ошибаться, он всегда прав. * Да/ Нет

  5. Я считаю, что только учитель может толково объяснить ученику, нечего тратить время на уроке на возню учащихся с настольным наглядным материалом, времени и так мало. * Да/ Нет

  6. Я считаю, пусть я потрачу время на то, чтобы каждый мой ученик самостоятельно искал ответ на возникшую проблему, используя для этого не только свою сообразительность, но и практические поисковые упражнения, и сам бы нашел ответ, решил проблему. Потом это всё окупается. * Нет/ Да

  7. Мои ученики, не ошибаются, когда пытаются ответить на мой вопрос (хотя я знаю, что ответ неправильный), а пробуют, высказывают свое мнение. * Да/ Нет

  8. Надо подводить учащихся под обобщения, искать общее в различном и учить переносить известные знания и умения в новые ситуации. * Нет/ Да

  9. Младшие школьники не могут и не должны доказывать своё мнение, их задача только запоминать объяснения и отрабатывать практические умения при выполнении заданий. * Да/ Нет

  10. Темы уроков трудового обучения (технологии) - изготовление изделий. * Нет/ Да

  11. В основе тем уроков трудового обучения (технологии) - названия технологических операций, основы знаний о материалах (материаловедение), о конструкции и др. * Да/ Нет

  12. Развитие интеллекта и личностных качеств происходит только тогда, когда ребенок на уроках имеет возможность самостоятельно размышлять, искать пути решения проблем, размышлять вслух, спорить, доказывать свое мнение и учитель принимает его не осуждая, не осекая, а уважая личность. * Нет/ Да

Если вы выбрали ответы «Да» в вопросах 1, 6, 7, 8,11, 12 и ответы "Нет" в остальных,, вы понимаете, что такое развивающее обучение. Если наоборот - вы педагог вчерашнего дня, если пятьдесят на пятьдесят - есть надежда, что вы на правильном пути профессионального саморазвития.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)

В российском образовании с начала 90-х годов прошлого века курс взят на изменение приоритетов образования в связи с новыми складывающимися социально-экономическими условиями. «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».1

Указанное направление реформации российского образования было отражено в Федеральном стандарте первого поколения (2004 г.). Оно получило подтверждение, дальнейшее расширение и углубление в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (2009 г.).

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от « 6 » октября 2009 г. № 373

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(извлечения)

Стандарт:

а) является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;2

б) включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

в) является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

о становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; о формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; о духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; о укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основные задачи реализации содержания обязательных учебных предметов

Предметные области Основные задачи реализации содержания
6. Технологии Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

Санитарные нормы предписывают:

«На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов – не более 5 минут, 2-3-х -5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.»3

Что может вызвать трудности у учителя в понимании требований Стандарта и методики его реализации? Всё. Потому, что изменение целеполагания повлекло изменение всех дидактических подходов.

Что же меняется?

Цель современной образовательной политики — развитие личности каждого ребенка.

(Примечание. Цель советской школы - вооружение учащихся знаниями и умениями, всестороннее развитие личности).

Задача начальной ступени на современном этапе — развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

(Примечание. В советской школе первоочередное внимание знаниям и умениям, затем - вопросам воспитания и стихийность развития).

Развитие творческих способностей предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения возникающих (или предлагаемых учителем) проблем и творческому преобразованию действительности. Это достигается путем развития мышления и овладения приемами практической деятельности.

(Примечание. Развитие творческих способностей как специальная задача в советской начальной школы не ставилась).

Методика советской школы (которая, к сожалению, сохраняется как основная и сегодня) была направлена на формирование знаний и умений и осуществлялась, главным образом, через объяснение учителя. Наглядность при этом - вспомогательное средство, иллюстрация слов учителя для лучшего восприятия и понимания нового материала.

Роль наглядности в развивающем подходе - источник новых знаний для ученика, возможность самостоятельного открытия нового знания. Роль учителя - помощник в этом открытии.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Развитие - личностное изменение, приобретение нового опыта.

Главное условие развивающего обучения - активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний. Главный результат обучения - самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).

Показатель развития - умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях.

Развитие человека возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Из этого вытекает необходимость смены метода обучения - переход от репродуктивного объяснительно-иллюстративного метода к продуктивному, деятельностному - проблемному методу.

ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 12 ЛЕТ

Осуществление максимально результативного развития (а не только стихийного благодаря природным задаткам) детей, особенно начальной школы, невозможно без знания психофизиологических особенностей развития личности в разные возрастные периоды. Без этого учитель сегодня при всем своем старании не может понять причины своих профессиональных неудач.

Каждому учителю начальных классов сегодня необходимо помнить, как происходит постепенное становление психических функций человека, какие этапы проходит в своем развитии мышление, внимание, память, восприятие и т.д. Данные знания позволяют правильно подбирать методы и приемы работы с каждым ребенком, опираться на достигнутые уровни развития данных функций ("зона активного развития"), и выстраивать новые уровни ("зона ближайшего развития").

Дошкольный период время формирования наглядно-предметного мышления и наглядно-образного. Последнее должно сформироваться к 9-ти годам. Логическое (абстрактное) мышление начинает активно развиваться примерно с 11-12-ти лет. Начальная ступень готовит для него почву, формируя уровень образно-логического мышления. Поэтому предметная среда для младшего школьника самая естественная в его познавательной деятельности. Через нее он имеет возможность получить максимально возможную и максимально понятную для него информацию, полностью ее осознать, а значит принять. При этом самое важное условие - самостоятельный поиск учащимися решения возникающих проблем. Это возможно только через проблемный подход в обучении.

Дошкольный и младше школьный возраст - время формирования эмоционального восприятия действительности, развития чувств. Формирование эмоционально-чувственной стороны личности осуществляется до 10 летнего возраста. Радость "открытия" мира, чувства переживания и сопереживания закладываются именно в это время. Игнорирование этих проблем формирует эмоционально ущербных личностей с сугубо рациональным складом ума. Бережное отношение к душе ребенка, создание ситуаций выбора поступка и оценки результатов выбора; моделирование, постановка, обсуждение педагогических ситуаций, сюжетов художественной литературы, народных обрядов и т.п. должно присутствовать в образовательной деятельности не только дошкольных педагогов, но и учителей начальной школы.

Следует знать и помнить о ведущих типах деятельности. В дошкольный период ведущий тип деятельности - игра. Педагогу это говорит, прежде всего о том, что через игру он может решить все задачи и проблемы ребенка и взрослого. Детям этого возраста (приблизительно до 5-6 лет) не следует читать нравоучения, повышать голос, т.е. оказывать давление на психику в буквальном смысле. Игровая ситуация отвлечет от ненужного действия, скорректирует негативное поведение, даст информацию о нормах социального устройства, социального поведения, о мире и т.д. Очень важно в этот период помогать каждому ребенку через окружающие его предметы познавать мир, поддерживать желание детей моделировать ситуации "взрослого мира", стремление проигрывать эти ситуации, как бы примеряя к себе. И это не просто игра, это жизнь маленького человека, познание того мира, в котором он живет. В этот период роль взрослого, находящегося рядом с ребенком, особенно велика.

К 5,5 годам игра постепенно начинает вытесняться как доминирующий вид деятельности, и на первое место выдвигается учебная деятельность, которая остается ведущей до 11-12-ти лет. Поэтому главная задача начальной школы - создание всевозможных условий для формирования учебной деятельности как умение самостоятельно решать любые проблемы (и учебные, и жизненные). Если данная задача не будет к 12-ти годам решена, то дальше это сделать будет во много раз труднее, а многие так и останутся на уровне исполнителей чужой воли, малоинициативными людьми, пугающимися всяческих резких перемен, по причине слабой приспособленности к переменам. Любой учебный предмет своим содержанием, которое выступает как средство, через проблемные ситуации, самостоятельный поиск учащихся и "открытие" новых знаний решает главную задачу начального периода обучения. Роль взрослого в познавательной деятельности ребенка меняется: он постепенно отходит на второй план. Из "мы вместе" должно стать " ты сам".   {/mosregread}

Становление интеллектуальных компонентов (психических функций)

  • память - наивысшая активность до 10 лет;
  • восприятие - постоянная природная способность к всестороннему познанию окружающего мира через 5 органов чувств;
  • внимание - непроизвольное (дошкольник), переход к произвольному (с 5,5 - 6 лет);
  • воображение - умение перевести слово в образ, создание фантазий; пространственные представления (до 9-10 лет);
  • мышление - от предметного, к образно-пред- метному (дошкольники), к образно-логическому (до 12-ти лет), к абстрактно-логическому (к 12-ти годам);
  • речь - цель и условие развития личности.

Развитие эмоций, чувств - до 10 лет.

Основное требование при выборе методов и приемов - соответствие методик психо-физиологическим особенностям каждого возрастного периода.

Дошкольники (накопление первоначальных знаний об окружающем мире)

Методика - игровые ситуации, дидактические игры, общение. Роль педагога - совместная познавательная деятельность ребенка и взрослого.

Младшие школьники (формирование учебной деятельности как умения учиться, то есть самостоятельно решать учебные задания, задачи) - создание ситуаций для максимально самостоятельного открытия нового для ученика знания, перевода знания в умение с последующим его закреплением.

Методика - введение новых знаний через проблемные ситуации; наблюдения, рассуждения, общение, обсуждение, выводы; введение новых умений через поисковые, пробные практические упражнения; закрепление изученного - через тренаж при выполнении изделий; простейшие творческие проекты.

Роль педагога - руководящая и направляющая в совместной поисковой деятельности детей.

Подростки (основная ступень) - до 12 лет завершение формирования учебной деятельности, доведение до полной самостоятельности умения решать доступные учебные и жизненные проблемы.

Методика - Проблемные ситуации, диалоги, диспуты, творческие проекты.

Роль педагога - консультант в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, равноправный участник дискуссий.


Литература

  1. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе,- 2010. - №3.
  2. Бойко Н.С. Классик-рок-оперетта в трех картинах. Жизнь и смерть клетки обыкновенной. // Эксперимент и инновации в школе,- 2008. - №2.
  3. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, 1980.
  4. Вальтер И.В. Творческий педагогический проект по декоративно-прикладному творчеству - оригами «Бумажный лабиринт воображения». //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4. 6. Варламова Л.А. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008. -№3.
  5. Делъгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
  6. Мурушкина Т.П. Развивающая игра - одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе. // Эксперимент и инновации в школе,- 2009. - №2.
  7. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2010. -№4.
  8. Документы, методические письма Минобразования России:
  • Федеральный государственный стандарт общего образования. М., 2004.
  • Концепция модернизации российского образования. М., 2002.
  • О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации (решение Коллегии МОПО РФ от 11.12.96 г.).
  • Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Авт. Н.Ф.Виноградова и др. - М., 2000.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22.02.99 г.)
  • О проблемах и перспективах развития образовательной области "Технология" в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27.06.2000.).
  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25.09.2000.)
  • Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20.04.2001.).

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

2 Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110)

3 О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Методическое письмо МОПО РФ от 22.02.94, №220/11-12