Подготовка к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену по русскому языку на основе работы с текстом |
В статье автор обращает основное внимание на работу с текстом, которая служит средством для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену по русскому языку (ЕГЭ). Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 5 2009 Бусыгина Млада Александровна, Подготовка к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену по русскому языку на основе работы с текстомПодготовка как учеников, так и преподавателей к работе в новой системе оценки качества образования требует большой и кропотливой работы. На мой взгляд, такая подготовка может быть связана с тщательным продумыванием учителем всей системы обучения и контроля над достигнутыми учащимися результатами освоения программного материала. Ведь не секрет, что успешность участия выпускников в итоговой аттестации (будь то ГИА-9 в новой форме или ЕГЭ) связана, безусловно, с системностью подготовки к подобным испытаниям в течение всех лет обучения в школе. {mosregread} Введение в современное отечественное образование системы республиканского мониторинга (4, 8 и 10 кл.) и переход на новые формы итоговой аттестации в формате ГИА в 9 кл. и ЕГЭ в 11 кл. способствует:
Совершенно очевидно, что в реализации этих направлений особая нагрузка ложится на плечи учителя русского языка, чей предмет является обязательной для всех учащихся формой централизованной проверки знаний. Тем более, следует учесть, что с 2009 года экзамен в формате ГИА и ЕГЭ по русскому языку становится не только обязательным для всех выпускников, но и его результаты представляют собой количественную составляющую прохождения конкурса при поступлении во все сузы и вузы страны. Готовя выпускников к новым формам прохождения итоговой аттестации с 2006 года, я накопила достаточный опыт в этом направлении и хотела бы, наряду с обобщением наработанного, остановиться на тех общих для всех учителей моментах, которые нельзя не учесть, перестраивая всю систему преподавания своего предмета в соответствии с современными требованиями к качеству подготовки учащихся. В этих условиях учителям, преподающим русский язык в классах с 1 по 11, требуется уточнить и заново решить ряд вопросов, связанных, в первую очередь:
Другими словами, пересмотреть систему контроля уровня усвоения знаний по русскому языку за весь курс обучения в школе. Содержание контроля определяется целями обучения, сформулированными в стандарте на языке компетенций. Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом проверки являются не отдельные знания, умения и навыки, а три компетенции: 1) лингвистическая компетенция:
2) языковая компетенция:
3) коммуникативная компетенция:
Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) – это попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию. Указанные компетенции формируются постепенно на протяжении всех лет обучения с 1 по 11 класс. Будучи общими для всего курса целями обучения, они как стержневые линии пронизывают программу всего курса и формируются в каждом классе на конкретном программном материале данного класса. Планируемое и предъявляемое ученикам порциями содержание каждой компетенции должно быть отражено в материалах итогового контроля на любом этапе изучения курса – с 5 по 11 класс. Другими словами, содержательная структура итогового контроля по родому языку в любом классе должна быть одной и той же: состоять из трёх частей, каждая из которых проверяет сформированность у учащихся той или компетентности. Компетентностный подход в проверке существенно меняет технологию контроля, выбор измерителей, формат контрольной работы, методы её проверки и оценки. В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно используют следующие виды работ:
Как мы видим, каждый из традиционных измерителей даёт возможность проверить только отдельный тип компетенций, а это не позволяет объективно оценить уровень подготовки учащихся по русскому языку и приблизить контроль к тому виду, что предлагается централизованно в виде мониторинга и экзамена в форме ГИА и ЕГЭ. В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование, которое обеспечивает:
Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли ответов – угадываний. Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой. Учитывая особенности построения экзаменационных работ ГИА и ЕГЭ, которые нацелены на проверку всех компетенций выпускника с обязательно опорой на текст, следует и в процессе всего обучения в школе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществлять преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использовать тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции. За счёт использования в качестве итогового контроля в конце учебного года каждого класса комплексной работы с текстом осуществляется:
Понятно, что подобная работа в силу своей объёмности требует на выполнение два урока. При этом следует выбирать неадаптированный текст небольшого размера, но дающий возможность максимально использовать его языковой материал для проверки как можно больших аспектов знаний, умений и навыков. Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка: орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими, пунктуационными, орфографическими. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют:
Задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе предложенного текста) проверяют формированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетентности:
Таким образом, планируя итоговую контрольную работу, мы пытаемся объединить традиционный и тестовый подход в проверке знаний учащихся с опорой на текст. В качестве образца для составления подобных итоговых работ в 5-8, 10 классах могут послужить варианты централизованного мониторинга по русскому языку. Предварительно в систему уроков следует вводить элементы подобных заданий, чётко ориентируясь на программный материал, пройденный не только в данном классе, но и в предыдущих. Структура многих учебников, в основу которых положен текстонаправленный принцип, позволяют это сделать. Учителю полезно не только самому подбирать тексты для комплексного анализа на уроке, но и предлагать эту работу самим учащимся. Особый интерес вызывают у ребят групповые занятия по разработке различных заданий по одному и тому же тексту с максимальным использованием его языковых, лингвистических и коммуникативных особенностей. После рефлексивной обработки результатов выбирается лучший вариант, при необходимости дополняется и выполняется всем классом с обязательным выходом на сочинение, темы которого тоже предлагаются самими ребятами. В выпускных 9 и 11 классах ориентиром для составления итоговых работ могут послужить реальные варианты ГИА и ЕГЭ, помещённые в сборники для подготовки к экзаменам. Включение в итоговую работу изложения (сжатого) и сочинения по исходному тексту позволяет проверить функциональную грамотность и даёт представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью:
Целесообразность использования сжатого изложения как средства контроля знаний заключается не только в речевом развитии учащихся, но и в подготовке их к аннотированию, реферированию и конспектированию учебного материала в старших классах. Особую актуальность этот вид работы на уроках русского языка приобретает в связи с введением новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку. Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов. С помощью изложения:
Кроме того, на основании изложения и сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика:
И не менее важно, что указанные виды работы, связанные с информационной переработкой неадап тированного исходного текста и созданием своего собственного текста, позволяют увидеть человека таким, какой он есть в момент окончания школы, проверить без специальной подготовки его компетентность в области родного языка. Итоги экзаменов последних лет также указывают на необходимость максимального использования в обучении русскому языку в качестве итогового контроля форм комплексного анализа текста с выходом на изложение и сочинение. Так при подведении итогов аттестации 2008 года выпускников 9 классов по русскому языку выяснилось, что при написании сжатого изложения, содержательном анализе самостоятельно прочитанного текста и написании сочинения выявились следующие пробелы, указывающие на слабую сформированность навыков работы с текстом или совершенное их отсутствие:
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы. Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью, чего невозможно достичь без постоянного обращение к комплексной работе с текстом. Перечень умений и навыков выпускников основной школы, проверяемых экзаменом ГИА-9 по русскому языку, позволяет убедиться в необходимости подготовки к этому экзамену через обращение к комплексной работе с текстом, с обязательным включением в неё заданий, проверяющих все типы компетенций, сформированных в процессе обучению русскому языку:
Пункты 1-3 проверяются заданием С1 (написание сжатого изложения). Пункты 4-15 проверяются тестовой частью работы (задания блоков А и В). Пункты 16-20 – заданиями части С2.1 и С2.2 (сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему) Анализ результатов ГИА-9 в новой форме по русскому языку в 2008 году позволил обозначить некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка (большинство из них опять же указывает на важность отработки необходимых речевых умений и навыков через целенаправленное и систематическое обращение к работе с текстом):
Учитывая данные рекомендации, следует при подготовке учащихся основной школы к ГИА в новой форме так выстраивать итоговый контроль, чтобы все выявленные проблемы можно было бы решить комплексно, а в этом опять самым оправданным подспорьем может быть работа с текстом. Хотя весь курс усвоения русского языка происходит в основной школе, но и на ЕГЭ в 11 классе выявляется не меньше пробелов, чем у выпускников 9-х классов. Об этом свидетельствует тот факт, что основная часть выпускников 11-х классов, набравших в 2008 г . на ЕГЭ менее 50 % баллов, демонстрирует только частично сформированные умения во всех компетенциях. Особенно это проявляется при выполнении заданий с выходом на текст. Особую тревогу вызывают следующие коммуникативные компетенции:
Самыми распространёнными ошибками при выполнении части С являются пунктуационные, грамматические и речевые. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2008 году по Кемеровской области позволил экспертам выработать некоторые рекомендации для учителя по совершенствованию процесса преподавания русского языка в старших классах:
Нельзя не учитывать данные рекомендации как при подготовке к ГИА, так и к ЕГЭ, тем более нельзя игнорировать тот факт, что большая часть этих рекомендаций указывает на важность отработки системы всей работы по обучению русскому языку в среднем и старшем звене с обязательной опорой на комплексный анализ текста с включением в эту работу элементов тестирования. Результаты ГИА и ЕГЭ говорят о необходимости разработки новых подходов в обучении родному языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью, предполагающей постоянную работу по комплексному анализу текста. С недавнего времени стали интенсивно внедряться в практику методики целенаправленного формирования видов речевой деятельности в процессе обучения родному языку. Это нашло отражение в современных программах по предмету и в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и П.П.Леканта для 5-9 кл., в УМК А.И. Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 10-11 кл., в УМК Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина для 10-11 кл. Но особо мне хочется выделить УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова. Указанная программа основана на следующих важных принципах, отвечающим современным требованиям компетентностного подхода в обучении русскому языку:
Перечисленные принципы определяют основную цель УМК С.И.Львовой и В.В.Львова: через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета – эмоционально-волевую сферу, понимание роли языка в жизни людей, потребности в речевом совершенствовании. Для реализации вышеперечисленной цели авторы УМК ставят перед учителем следующие задачи:
Меня в указанном УМК в первую очередь привлекают ярко выраженная коммуникативная направленность и текстоориентированное обучение. Возможности для эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку благодаря УМК С.И.Львовой и В.В.Львова открываются перспективные через: образцовые тексты классических авторов, их комплексный анализ, систему сочинений-миниатюр, устных высказываний, изложений с творческим заданием и др. Другими словами, ученик проходит путь от порождения и анализа речевого высказывания к формированию навыка речетворчества на самые разные темы – от лингвистических, морально-нравственных до философских, общечеловеческих. С опорой на применяемые УМК по русскому языку каждому учителю необходимо вырабатывать собственную систему подготовки учащихся к экзаменам. И как было сказано ранее, эта подготовка должна охватывать не только время работы в выпускных классах, но и весь период обучения в основной и старшей школе. Мне приходится работать в классах, где учатся в основном ребята со средними и низкими учебными возможностями (на 23-25 учащихся 4-6 хорошистов и 5-8 учащихся с устойчивыми неудовлетворительными оценками по результатам текущего и итогового контроля). В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в основной школе вижу следующие:
В старших классах наряду с усовершенствованием полученных в основной школе знаний, умений и навыков проходит интенсивная подготовка к ЕГЭ. В 10 кл. при повторении основных разделов русского языка важной формой контроля становится тематическое тестирование. С этой целью я использую сборник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Тематический тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык». Тесты построены наподобие тестов ЕГЭ: состоят из частей А и В, подготовка к части С представлена тестами по темам «Лексика. Текст», «Чтение текста» и «Сочинение-рассуждение». Форма заданий, максимально приближенная к формам заданий, используемых при проведении ЕГЭ, позволяет учащимся ещё в процессе обучения адаптироваться к процедуре проведения итоговой аттестации, осуществляемой на ЕГЭ, овладеть на практике необходимой тестовой культурой. Предлагаемые тематические тесты диагностирующего характера позволяют проводить многомерные измерения уровня подготовки учащихся по русскому языку. Цель этих тестов – выявить пробелы в подготовке учащихся по конкретным темам, которые в дальнейшем могут помешать им продемонстрировать высокие результаты на ЕГЭ. Информация, полу ченная на основе этих тестов, даёт возможность сформировать для каждого конкретного учащегося наиболее эффективные коррекционные программы по темам, которые вызвали затруднения (для этого я веду журнал для обработки индивидуальных результатов и планирования индивидуальной работы с каждым учащимся по выявленным пробелам с использованием ещё одного замечательного сборника О.Ф.Вакуровой, С.И.Львовой и И.П.Цыбулько «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», в котором представлено огромное количество тематических тестов разной степени сложности). Тесты Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой также направлены на формирование таких важных практических умений, как:
Таким образом, многократное повторение условий контроля, близких по своей форме к ЕГЭ, способствуют не только адаптации к условиям, приближённым к тем, с которыми выпускники встретятся на ЕГЭ, но и снижению стресса у них на экзамене. Обращение только к тематическому тестовому контролю ни в коей мере не оправдывало бы компетентностного подхода в обучении. В целях совершенствования и дальнейшего развития коммуникативной компетентности учащихся в обучение 10 кл. я ввожу элективные курсы, предполагающие обязательную работу с различными текстами. В первом полугодии – лективный курс «Условия успешной коммуникации», основной целью которого является усвоение секретов эффективного устного и письменного общения в различных сферах жизнедеятельности. Для второго полугодия 10 кл. я разработала элективный курс «Пишем сочинение на ЕГЭ по русскому языку», цель которого подготовить учащихся к успешному выполнению части С. Основными задачами этого курса являются следующие:
На заключительном этапе освоения правил написания сочинения я рекомендую ребятам использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения и методические советы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы, помещённые в статье Натальи Карнаух «Формула успеха, или Сочинение в системе ЕГЭ по русскому языку» (в журнале «Русский язык и литература для школьников», 2007.- №4. - С.17-25). Указанный журнал, кстати, является очень хорошим подспорьем учащихся для подготовки к экзаменам. По возможности полезно максимально использовать различные презентации, помогающие наглядно продемонстрировать не только какие-то моменты, связанные с написанием сочинения, но и позволяющие обобщить знания по любому вопросу , касающемуся подготовки к ЕГЭ. Как и при работе с тестовым материалом при подготовке к написанию сочинения необходимо вести тетрадь для фиксирования пробелов в знаниях, что позволит организовать индивидуальную помощь учащимся. После подобным образом организованной работы в 10 классе учащиеся переходят в 11 класс уже технологически и психологически подготовленными к ЕГЭ. В 11 классе, завершая повторение синтаксическо го и пунктуационного материала, изученного в основной школе, мы продолжаем совершенствовать умения и навыки, которые сформировались при подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Основной формой тестового контроля становятся реальные образцы заданий ЕГЭ прошлых лет и тесты, вошедшие в новые издания и ориентированные на то, что будет предложено на экзамене в текущем учебном году. Предварительно следует организовать работу с памяткой тематической классификации каждого из заданий частей А и В, чтобы ребята чётко ориентировались в том, на какие темы они допускают ошибки и какой материал им необходимо повторить (в этом им хорошо помогают учебники русского языка для 10-11 кл. Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина). Полезным подспорьем для нас в 2008-2009 учебном году явились материалы сборника В.И.Капинос, Л.И.Пучковой, И.П.Цыбулько «Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся». Тестовые задания, конкретизирующие требования к подготовке выпускников средней школы, сгруппированы в пособии по основным темам школьного курса. В каждом тематическом блоке представлены задания различного уровня сложности, что помогает учителю организовывать дифференцированную подготовку к экзамену. Выпускникам материалы пособия позволяют самостоятельно проверить и оценить уровень своей подготовки в любой период учебного года. Работая с тренировочными вариантами, будущие участники экзамена вырабатывают индивидуальную стратегию выполнения экзаменационной работы. Особо в указанном сборнику следует выделить задания, позволяющие подготовиться к работе с микротекстами части А и усовершенствовать навыки написания сочинения части С:
Учащимся предлагаются задания, проверяющие:
Я стараюсь убедить всех ребят в необходимости выполнения части С, поощряя их за самые незначительные удачи при написании сочинений, вырабатывая тем самым уверенность в себе. И ребята порой совершенно по-новому раскрываются именно в этом виде творческих работ и, может быть, впервые в своей жизни начинают ощущать свою значимость в этом мире. Удачным в данном сборнике является наличие комментариев к ответам и информации о тексте, помогающей разобраться в основной проблеме и позиции автора (рассказчика) текста. Каждый экзаменационный вариант мы тщательно успеваем проработать в течение недели. На работу с тестами ЕГЭ отвожу сдвоенные уроки: на одном из них ребята самостоятельно выполняют задания, а на другом – организовываем коллективную проверку. Было условлено, что каждый из ребят вначале пытается самостоятельно, обращаясь к учебнику, справочникам, найти ответ на задание, вызывающее у него сомнение. В случае необходимости они могут обращаться за помощью к более сильным ученикам. Затем, при коллективной проверке, ребята уже более осознанно, с незначительными, направляющими на правильный ответ подсказками со стороны учителя, разбираются в более сложных для них заданиях. После такой проработки ошибок и индивидуальных рекомендаций по выполнению подобных заданий сомнений в знаниях ребят уже не остаётся ни у них самих, ни у учителя. Часть С задаётся на дом. Ребята сдают сочинения до элективного курса «Практическая стилистика», на котором мы обязательно прорабатываем недочёты и по этой достаточно сложной для многих экза менационной части. Очень важно на таких занятиях поощрять даже незначительные успехи каждого, зачитывать наиболее удачные сочинения или их фрагменты. Осторожно, с предельным уважением к личности каждого ученика следует комментировать допущенные ошибки, если они являются типичными, единичные недочёты отрабатывать индивидуально. {/mosregread} Во втором полугодии в школе было введено правило ежемесячного проведения пробного экзамена, на котором ребята попадали в приближённые к реальному экзамену условиям, имели возможность научиться работать с экзаменационными бланками, писать чёрными гелевыми чернилами, пользоваться инструкциями по выполнению работ каждой части. Результаты пробного экзамена фиксировались в сводной таблице и помещались на специальном стенде в кабинете русского языка «Готовимся к ЕГЭ», где размещалась и другая полезная информация по подготовке к экзамену . Таким образом, ученики имели возможность проследить изменения в своих результатах и не расслабляться, а активно прорабатывать пробелы. Продуманная, ориентированная на компетентност ный подход работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ на всём периоде обучения в 5-11 классах с обязательным использованием комплексного анализа текста, позволила мне добиться достаточно высоких результатов в классе с весьма средними учебными возможностями (о чём свидетельствуют полученные на экзамене по алгебре четыре двойки) на ГИА по русскому языку в новой форме в 9 кл. в 2007 г . Из 23 учащихся получили: «5» - 1; «4» - 14; «3» - 8. Общая успеваемость – 100 %; Качество знаний – 65 %; СОУ – 56%. Учащиеся этого же класса в 2009 г . преодолели минимальный предел на ЕГЭ по русскому языку (хотя по другим предметам пяти выпускникам этого сделать не удалось) и достаточно успешно справились с экзаменационной работой, набрав от 39 до 77 баллов. Средний балл по классу из 23 человек – 59 (по школе – 58,9, по Тисульскому району – 57,9, По Кемеровской области - 55,8, по России – 56,4). Общая успеваемость – 100%, (по школе – 98,5, по Тисульскому району – 98, по Кемеровской области - 94,15, а по России - 94,1) Я считаю, что таких неплохих успехов на экзамене невозможно было бы добиться, если бы я в обучении русскому языку и в целенаправленной подготовке к экзаменам не учитывала новых требований, предъявляемых сегодняшнему отечественному образованию, если бы игнорировала рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по русскому языку и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания русского языка через комплексную работу с текстом. Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни. Таким образом, следуя по пути компетентностного подхода в образовании, мы имеем возможность более успешно двигаться в направлении формирования и развития тех умений и навыков учащихся, овладение которыми позволит эффективно действовать в проблемных учебных условиях, будет способствовать приобретению опыта решения значимых практико-ориентированных задач. Литература:
|