TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Контуры новой системной модели обучения

В статье представлена оригинальная модель, которая ставит в центр обучения процессы и явления окружающего мира, обеспечивая целенаправленную интеграцию знаний из различных областей науки. Такая система позволяет привести обучение в соответствие с познавательными потребностями школьника и требованиями эпохи глобализации.

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 5 2009,
Рубрика: Инновации в школе, стр. 9-17

Щербина Юлия Семёновна,
преподаватель общественных
дисциплин, воспитатель
Центр для людей 
с проблемами зрения 
г. Мюнхен, Германия 
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Контуры новой системной модели обучения

Какая школа обеспечит учащимся возможность приобретения системных, целостных представлений о мире, накопленных человечеством?

Разнообразие творческих подходов к обучению, структур и типов школ обогащают общество, предоставляя школьникам и родителям возможность выбора школы, которая в наибольшей мере отвечает их представлениям и запросам.

В статье речь пойдёт о создании альтернативной, целостной системы обучения, основанной на идее системного подхода. Данная модель получила название эволюционной школы, «ЭВОЛШ», так как в качестве системы координат принят процесс эволюции. Суть её предельно ясна и логична.

{mosregread}Во-первых, обучение направляется непосредственно на удовлетворение познавательных потребностей человека. С первых минут своей жизни стремится человек познать мир и обладает необходимыми природными задатками для этого. В поиске ответов на постоянно возникающие вопросы ребёнок становится «почемучкой», что создаёт исключительно благоприятные условия для обучения. «Почему светит солнце?», «Почему не падает луна?», «Почему трава зелёная?» и т.д. и т.п. Внимание ребёнка, как показывают его вопросы, направлено на него самого, на других людей, на предметы и явления окружающего мира. Именно эти векторы и легли в основу формирования основных модулей системы обучения, что позволяет постоянно поддерживать и развивать интерес школьника к миру и процессу его познания.

Во-вторых, в корне изменяется структура и содержание обучения. Вместо окостеневшей структуры предметного обучения на II ступени обучения вводится система тематических модулей, объединяющих на логической основе разнообразные базовые универсальные знания. Эта учебная модель предполагает интеграцию взаимосвязанных и взаимодополняющих научных представлений в рамках соответствующего модуля обучения. В процессе знакомства с окружающим миром в увлекательной форме, естественно и ненавязчиво, приобретает школьник те научные сведения, которые необходимы для его жизненной и профессиональной ориентации.

В-третьих, эта система обучения позволяет обеспечить учащимся целостное восприятие мира, что является вызовом времени, требованием эпохи глобализации. Вместо разрозненных обрывочных сведений из разных школьных предметов предполагается создание единой системы, где различные научные представления, переплетаясь между собой, отражают актуальное видение современной картины мира.

В-четвёртых, организация учебного процесса «ЭВОЛШ» предоставляет оптимальные условия для индивидуального развития каждого учащегося, обеспечивая ему получения научных представлений в наиболее приемлемом для него ракурсе, объёме и темпе. Мы исходим из того, что интересы, способности, и возможности школьников различны и далеко не всем необходимы и доступны специфические, глубокие знания из различных областей науки, которые регламентированы школьной программой.

Каждый учащийся в соответствии с данной концепцией приобретает те знания и умения, которые он в состоянии осмыслить и воспринять. При этом отсутствует всякое принуждение и только через интерес к окружающей действительности стимулируется познавательный процесс.

Исследовательские проекты, возможности самовыражения в творческих лабораториях, конкурсы и презентации – таков жизненный ритм новой школы. Это та школа, о которой мечтают дети, без оценок и принуждения, неохватного объема и неуёмного темпа. Новые цели и подходы позволяют добиться высокой эффективности процесса познания мира в свободной творческой обстановке.

Комплексный способ подачи знаний представляется целесообразным на всех ступенях образования, начиная с дошкольного, вплоть до перехода к профильному обучению. Учащиеся к этому времени обладают иной мотивацией и уже в достаточной мере подготовлены к восприятию углубленного курса по избранному профилю с соответствующей итоговой аттестацией, что необходимо для адаптации данной модели к существующей системе специального и высшего образования.

Надеюсь убедить всех, кто заинтересован в развитии инновационных структур, в оптимальности представленной здесь концепции и приглашаю учителей принять участие в совместной разработке учебнометодической базы для внедрения модели «ЭВОЛШ» в практику работы.

Проблемы и перспективы школы в условиях глобализации

Общество делегирует школе ответственное задание: передавать подрастающему поколению бесценные зёрна всемирного опыта человечества, накопленного в процессе тысячелетних наблюдений, неисчислимых поисков и экспериментов, борьбы мнений и жертв во имя истины. Важнейшие знания, вызванные к жизни и приобретённые в процессе эволюции, востребованы и в настоящее время. Они представляют собой великое наследие и послание человечества. Овладение ими является важнейшим условием для выживания, развития и самореализации индивида. В то время как генетическое развитие человека предопределено, знания и опыт приобретается представителями новой генерацией исключительно через систему обучения, что является необходимой предпосылкой дальнейшего прогрессивного развития человечества. Трудно переоценить важность и ответственность в организации процесса передачи информации от поколения к поколению. Система обучения, являясь важным фактором общественного развития, должна находиться в соответствии с уровнем развития и потребностями общества, своевременно и чутко реагировать на динамику развития его структур.

Кризис системы обучения

К сожалению, приходится констатировать, что современная школа не отвечает в полной мере ни потребностям обучающихся, ни требованиям времени. Школа переживает, по сути, системный кризис, так как традиционная система обучения безнадёжно устарела и попытки её реанимации за счёт внедрения отдельных краткосрочных или разрозненных инновационных технологий не меняют ситуацию и не обеспечивают решение проблемы в принципе. Мир вокруг нас стремительно меняется, а безнадёжно устаревшая школьная система зиждется сотни лет на неизменных принципах. Она подобна на данном этапе огромному маховику, которому не хватает ускорения и он начинает тормозить процесс движения всего механизма. Причин тому много, назовём некоторые из них, в частности:

  • отсутствие единства и целенаправленности системы обучения. В погоне за расширением и углублением специальных знаний, утрачивается главное предназначение общеобразовательной школы - дать подрастающему поколению общее представление о процессах и явлениях окружающего мира, чтобы обеспечить необходимую жизненную ориентацию и успешную интеграцию в общество;
  • предметная структура обучения. Тысячелетиями накопленные знания об окружающем мире, расчленённые искусственно на отдельные предметы преподавания, стремительно отдаляются друг от друга, как и от цели и смысла обучения. Из-за дробления по учебным предметам и годам обучения она распадается в калейдоскопе знаний на всё более мелкие осколки. Разорванные во временном и логическом пространстве, обрывочные фрагментарные знания из различных школьных предметов представляют собой пёстрый набор правил, формул и законов. Вместо целостного представления о мире школьникам преподносятся лишь отдельные факты из различных научных областей. Они как пазлы из различных игровых упаковок, которые ребёнок никакими усилиями не сможет собрать воедино. Став взрослым, вчерашний учащийся не сможет дать ответы на элементарные вопросы своего ребёнка, которого интересует, как устроен окружающий мир, ведь он и сам не получил такого представления, а собрать его из разрозненных школьных знаний самостоятельно стоит немалых усилий, желания и времени. Если школа и дальше будем двигаться таким путём, могут возникнуть серьёзные проблемы в процессе преемственности знаний;
  • классно урочная система. Исследования психологов подтверждают несостоятельность такой системы обучения. Это противоречит и здравому смыслу, обязывать 12-13 летнего школьника 6 раз день каждые 45 минут погружаться в совершенно другую область знаний и при этом ещё ожидать от него высоких результатов;
  • наличие оценок не поддерживает имеющуюся у ребёнка естественную потребность в приобретении знаний. Система жёсткого публичного контроля служит оковами как для учителя, так и для ученика. Она часто порождает такие негативные явления как нездоровая конкуренция, комплекс неполноценности, потеря интереса к предмету обучения, конфликты с родителями;
  • имеются серьёзные проблемы в области мотивации. Как часто ответ на возникший у школьника вопрос он может получить частично через год на уроке физики, частично через 2 года на уроке химии, а ещё через 3 года один из аспектов будет освещаться в курсе биологии. Важная способность ребёнка задавать вопросы часто утрачивается в школьный период бесследно, как и его первоначальный огромный интерес к школе. Детализированные специфические научные знания очень часто остаются невостребованными в будущем. Учащиеся не видят смысла в преподавании множества специальных учебных предметов. Опросы показывают существенный разрыв между интересами и потребностями учащихся и актуальным предложением со стороны школы. Скука, принуждение и давление со стороны родителей и учителей тормозят обучение. Подчас только требование со стороны родителей и обязанность удерживают его 10 - 12 лет в рамках школы;
  • постоянное увеличение объема изучаемого материала и количества учебных предметов ведёт к значительной и неоправданной перегрузке учащихся. Знания, как и науки их представляющие, растут как снежный ком. В настоящее время уже невозможно передать их за счёт дальнейшего расширения школьной программы.
  • ориентация на нормативы в ущерб индивидуальности. Существующая система обучения не создаёт необходимых условий для реализации различных потенциальных и интеллектуальных возможностей личности. Обучение нацелено на усвоение каждым учащимся определённой нормативной суммы знаний, регламентируемой школьной программой, а не на удовлетворение познавательных потребностей и поддержку индивидуальных склонностей и задатков личности.

Поиск новой парадигмы

Школа, как важнейшая составляющая общества и гарант его дальнейшего развития, должна претерпеть существенные изменения, чтобы не только не препятствовать, а напротив, активно способствовать общественному прогрессу и формированию многогранной творческой личности.

Наше время ознаменовано сдвигом парадигм в науке, на огромной социальной арене, сменой системы ценностей, мировоззрения и широкой культурной трансформацией. На смену механистическому мировоззрению приходит всеохватывающее, системное, которое предполагает понимание жизни, природы и общества во всей глубине и единстве.

Наблюдается ускорение интегративных тенденций, что проявляется в процессе глобализации всех сфер жизни общества. Новое восприятие реальности оказывает глубокое влияние на все области науки и общественной жизни. Кардинальные перемены в современном обществе требуют концептуальных изменений процесса обучения, новых, системных решений в организации структуры и содержания общего образования. В настоящее время активно ведутся поиски новой педагогической парадигмы, которая призвана коренным образом изменить подходы и придать динамику педагогике ХХI века. На повестке дня - переосмысление функций и проблем образования, поиск новой модели педагогической деятельности и формирование целенаправленной и сбалансированной системы обучения.

Задача состоит в том, чтобы определить принципы объединения многообразных знаний в единую систему с целью представления учащимся объёмной картины мира. Необходимо найти соотношение между накопленными научными знаниями с одной стороны и материалом и системой обучения с другой; осуществить синтез базовых знаний, исходя из анализа важнейших представлений о мире, их адаптацию для соответствующей возрастной группы и определение тематического контекста и взаимосвязей для включения их в учебный процесс. Только на основе замены обветшалой школьной структуры системной моделью обучения может и должна наша школа выйти на качественно новый уровень образования.

Моделирование учебного процесса «ЭВОЛШ». Идеи, принципы, подходы

Системный подход

Системный подход (СП) является «ключом» к созданию нашей модели обучения. На основе СП определяется стратегия и направленность учебного процесса, его структура и тематические составляющие, а также осуществляется выбор оптимальных педагогических технологий. Системный подход предоставляет уникальную возможность построения единой системы обучения, позволяя сбалансировать все сегменты учебного процесса. Логично обоснованный отбор универсальных знаний и система оптимального структурирования обеспечит их глубокое взаимодействие и высокую эффективность процесса обучения в целом.

Данная модель обучения предполагает отказ на 11 ступени общеобразовательной школы от предметной структуры в пользу целостной системы обучения, которая нацелена на формирование у учащихся обобщённых представлений о мире.

В свете новой парадигмы все явления окружающего мира, сам человек, его сознание и представления рассматриваются как интегральные части единого целого, единой системы. Такая перспектива позволяет наблюдать и осмысливать многочисленные взаимозависимости в развитии природы и общества. Окружающий мир станет понятным для подростка только на основе такого подхода, который даст возможность абстрагироваться от частностей ради глубокого сущностного понимания процессов и явлений.

Научные представления о мире передаются в «ЭВОЛШ» новому поколению на всеохватывающей основе. В возрасте 12-16 лет с развитием понятийно-логического аппарата мышления, учащийся в состоянии охватить и осмыслить закономерности и взаимосвязи окружающего мира, поэтому этот возрастной период является наиболее благоприятным для формирования основ системного мировоззрения.

Принцип логических цепочек

Сквозной метод

Основой структурирования материала обучения является принцип логических цепочек. Изучение материала основано на интеграции знаний из различных областей науки, которые в разных аспектах освещают одну и ту же проблему, используя единый естественнонаучный метод исследования.

Все учебные материалы компонуются соответственно тематике и общей направленности модулей. Такой подход обеспечивает качественно новый уровень обучения на основе логического привлечения знаний о взаимосвязанных явлениях и процессах окружающего мира из различных областей науки. «ЭВОЛШ» предполагает интеграцию учебного материала, связанного единым смысловым стержнем. В результате новой последовательности изучения материала, учебные предметы перестают играть самостоятельную роль в учебном процессе, разнообразные знания вплетаются в тематический поток по мере формирования, расширения и углубления его русла.

Сосредоточение материала в модуле осуществляется на основе сквозного метода. Сквозной метод предполагает построение учебных схем, исходя из приоритета основных тематических векторов обучения. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет концентрировать внимание на главных направлениях обучения и, исходя из этой перспективы, организовывать учебный процесс. Через соответствующий модуль приводятся во взаимодействие разнообразные материалы для наиболее полного, глубокого и всестороннего освещения темы. Научные знания привлекаются для создания тематических блоков в такой последовательности, там и тогда, где и когда возникает потребность в разъяснении или углублении понимания процессов и явлений окружающего мира. Чтобы объяснить, что собой представляет, например, солнечная система, необходимо дать ответы на такие характерные вопросы как, например «Почему солнце светит и греет?», «Почему оно «выходит» и «заходит»?», « Почему бывают затмения солнца?», «Может ли существовать жизнь на земле без солнца?», « Как связаны другие планеты с солнцем?» и т.д. Для ответов на эти вопросы необходимы знания из различных областей физики, химии, астрономии, биологии, географии, математики и др. Важнейшие знания, взаимосвязанные логически, растворяются в едином тематическом контексте. Соответствующая тема освещается при этом в силу её изученности в различных аспектах, на различных уровнях, под разными углами зрения гармонично, многопланово и целостно. Через тесное взаимодействие разнообразных отраслевых знаний формируется прочный сплав понимания сущностных процессов и явлений.

Таким образом, обеспечивается целостное восприятие действительности, так как только на основе понимания глобальных взаимосвязей возможно системное восприятие мира. Многогранное и всестороннее изучение проблемы, отражающей объективные связи в окружающем мире, способствует формированию аналитического стиля мышления.

Эволюция как стержневая идея системной модели обучения

Интегрирующим смысловым стержнем «ЕВОЛШ» является идея эволюции. С одной стороны процесс обучения должен обеспечить преемственность накопленных в процессе эволюции знаний и опыта, что является принципиальным условием общественного прогресса в целом. С другой стороны эволюция, принятая как система координат, является оптимальной основой создания учебной модели, так как воплощает всё многообразие мира во всех его взаимосвязях и проявлениях. Эта всеобъемлющая системная идея позволяет интегрировать в процесс обучения многогранный опыт человечества, придать логику учебному процессу и обеспечить его моделирование с точки зрения научной и жизненной целесообразности. Идея эволюции позволяет привести в соответствие и объединить разнообразные научные знания в единую гибкую, наглядную и доступную пониманию систему обучения.

Под эволюцией в широком смысле подразумевается космический процесс постепенного развития к более высоким, комплексным формам, к всеобщности. Всё, что человек способен наблюдать, воспринимать, исследовать формировалось в ходе эволюции. Вселенная, весь окружающий мир, сам человек и его представления о мире являются следствием этого непрекращающегося гигантского процесса развития, который наблюдается и в области мироздания, и в формировании жизни и в развитии культуры. Дать представление об основных сферах его проявления, материальной, биологической и интеллектуальной, и есть задача обучения.

В соответствии с основными этапами эволюции предопределяется последовательность модулей обучения и комплектация материала в рамках отдельных тематических блоков.

Система обучения «ЭВОЛШ»

Направленность, цели и задачи обучения

«ЭВОЛШ» представляет собой системную модель обучения, нацеленную на формирования у учащихся целостного представления о мире.

Школа призвана удовлетворять природный интерес человека к окружающему миру и направленность учебного процесса должна соответствовать этой цели. Через интерес к миру во всех его проявлениях пришёл человек к изучению отдельных его областей, углублению и открытию различных закономерностей. Это естественный путь познания: от интереса к миру в целом к конкретному знанию, которое носит прикладной характер, и цель его состоит в том, чтобы понять, как устроен мир, к чему неуклонно стремится человек. Так осуществлялся эволюционный процесс познания, чему соответствовала первоначально и система передачи знаний. Именно обобщённые представления передавались молодому поколению в глубокой древности через разнообразные таинственные ритуалы, инициации и т.п. По мере формирования и расширения системы предметного преподавания начала всё более рассеиваться и теряться общая картина мира. Такая структура обучения стала серьёзным препятствием на пути познания мира, преодоление которого является стратегической задачей нашей концепции. Пришло время собирать камни, настало время синтеза знаний. Основной задачей процесса обучения в «ЭВОЛШ» является организация комплексной передачи универсальных научных знаний. Все содержание учебного материала и организация учебного процесса подчиняются единой цели: обеспечить системные представления о мире, человеке и обществе путём интегрирования базовых знаний всех областей науки. Цель «ЭВОЛШ» - формирования целостной личности, обладающей системным мировоззрением, основами психологической культуры и социальными компетенциями, способной широко свободно и глобально мыслить и действовать. Школа должна обеспечить основные параметры жизненной ориентации, прочный фундамент для профессионального самоопределения, социальной интеграции, раскрытия творческого потенциала и успешной самореализации личности. Новая система обучения призвана поддерживать исследовательский творческий потенциал учащегося, его индивидуальные интересы и склонности.

Структура и содержание учебного материала

Наиболее оптимальной педагогической технологией для формирования системного мировоззрения является модульное обучение. Базовый курс обучения «ЭВОЛШ» представляет собой систему крупных и ёмких информационных блоков, модулей, которые охватывают весь диапазон универсальных базовых знаний. Круг проблем обучения определяется спектром природных интересов человека и жизненной необходимостью. Критерием для создания тематических блоков являются вечные темы, на которых во все времена фокусируется внимание человека:

  • окружающий мир на земле и в космосе, развитие жизни;
  • сам человек, его организм, способности и возможности;
  • наиболее значительные события из жизни разных народов на протяжении их развития.

В соответствии с этими общечеловеческими ориентирами определены тематические составляющие учебного процесса, его содержание, структура и последовательность. Актуальные представления о вселенной, биосфере и социосфере, соответствующие основным этапам эволюции, легли в основу создания 3 модулей базового курса обучения: «Мир», «Человек» и «Общество» в рамках эволюционной модели.

Тематические модули

Модуль 1. « Мир»

В научно-познавательном модуле 1 комплексно и компактно представлен процесс возникновения и развития материального мира, а также формирования жизненных форм. Модуль «Мир» демонстрирует в единстве и целостности разнообразные знания о формировании и развитии вселенной, солнечной системы, галактики и планеты Земля, возникновении живых организмов вплоть до развития человека с точки зрения экологии и сохранения окружающей среды. Приобретенные в таком контексте системные и глубокие знания имеют эмоциональный оттенок увлекательного путешествия в неизведанное со вкусом собственных находок и открытий.

Результаты обучения, полученные таким путём, становятся неотъемлемой частью личности, возвышают её и мотивируют к дальнейшему поиску. Каждая тема в соответствующем блоке связана с освоением фундаментальных знаний: понятий, процессов, закономерностей. Например, в проекте «Путешествие по просторам вселенной» участникам предлагаются различные формы работы, а также разнообразные материалы для самостоятельной работы по следующим направлениям:

  • Известные астрономы.
  • Первоначальный взрыв.
  • Начало мироздания.
  • Возникновение и типы галактик.
  • Звёзды. Млечный путь.

В контексте изучения материала учащиеся знакомятся со следующими фундаментальными научными понятиями: звук, время, пространство, материя, энергия, температура, атомы, химические соединения или молекулы, атомарная модель, элементарные частицы, вещества, давление, реакции, тепло и холод, взрыв, ядерный распад.

В ходе проекта предоставляется информация о законе всемирного тяготения, о способах наблюдения за небесными телами, о возникновении химических соединений и реакциях и т.д. Без этих базовых научных понятий и закономерностей учащиеся не смогут получить целостное представление о возникновении и функционировании вселенной.

С другой стороны через формирование представлений о мироздании учащиеся получают многообразные знания из области физики, астрономии, астрофизики, физики элементарных частиц, органической и неорганической химии, математики и т.д. Через возможности экспериментирования приобретаются также обобщённые навыки и умения.

Модуль 2. «Человек»

Человек и его проблемы рассматриваются всесторонне и многопланово в отдельном модуле. Модуль 2 освещает основные вопросы физиология и психологии. Учащемуся предоставляется возможность изучения того, как устроен организм человека, как функционируют его органы, почему возникают болезни и как их предотвратить, каковы методы самоизлечения, как правильно питаться и как воздействуют различные продукты на организм, что такое здоровый образ жизни и т.д.

С другой стороны он получает информацию о современных достижениях в области психологии. Наряду с теоретическими аспектами, учащиеся знакомятся с техниками самоисследования, медитации, расслабления, предлагаются также различные тренинги в области коммуникации, преодоления конфликтов и т.д. Овладение психологической культурой позволит учащемуся лучше владеть собой, предотвратит многочисленные сложности коммуникации и будет способствовать его дальнейшей успешной интеграции в общество.

Модуль 3. «Общество»

Интеллектуальный этап эволюции отражаются в Модуле 3 « Общество». Наиболее значительные события различных аспектов общественного развития представлены хронологически в мировом масштабе в виде 5 синхронных и всеохватывающих срезов:

  1. Первые люди.
  2. Городская цивилизация.
  3. Большие империи.
  4. Национальные государства.
  5. Эпоха глобализации.

Модуль «Общество» демонстрирует гигантскую и величественную картину возникновения и развития научных знаний, производственных навыков и технологий, мировоззрения и духовной культуры, а также социально-политических и экономических структур. В качестве системы координат соответственно для каждого среза приняты с одной стороны ось Х, где обозначаются географические единицы: континенты, страны, народы; с другой стороны ось У, где отражаются различные аспекты общественного развития.

По мере изучения фактов постепенно заполняется наглядная сравнительная таблица, где находят отражение «узловые пункты» соответствующих срезов. В итоге предоставляется возможность сквозного проблемного анализа как по вертикали (исторические срезы) так и по горизонтали (основные аспекты глобального общественного развития). На этом этапе происходит повторение и обобщение всех знаний, полученных в предыдущих модулях.

Модель «ЭВОЛШ», всеохватывающая и гибкая, позволяет рассматривать проблемы с различной перспективы. Так модуль 1 демонстрирует процесс развития мироздания на базе современных научных взглядов, а модуль 3 представляет процесс возникновения знаний в хронологической последовательности.

Связующим звеном этих блоков является аналитический модуль 2, так как именно человек является наблюдателем, исследователем и создателем научных гипотез касательно проблем, рассматриваемых во всех модулях обучения.

Эта учебная модель обеспечивает прочное усвоение базовых знаний, которые попадают в фокус зрения, как через хронологическое построение материала, так и через многомерные логические связи. В соответствии с тематикой конкретного модуля, деятельность учащихся постоянно направляется на углублённую работу с базовыми научными понятиями. Периодически появляясь в поле зрения, они углубляются в восприятии по мере расширения возрастных возможностей школьника.

Например, впервые знакомится ученик с системой элементов Менделеева при изучении темы «Большой взрыв», когда речь идёт о возникновении первых элементов водорода и гелия. К этой таблице он будет обращаться много раз в процессе работы в естественнонаучном Модуле 1, а также в модуле 2 при ознакомлении, например с проблемой здорового питания или в модуле 3, когда речь пойдёт о создании таблицы элементов Менделеевым. Многократное обращение к фундаментальным знаниям в разных контекстах и плоскостях способствует их глубокому пониманию, прочному усвоению и формированию системных представлений о мире.

Для определения взаимодействия изучаемого материала и целевой направленности учебного процесса мы предлагаем использовать системную последовательность:

БУЗ & У (М, Ч, О) = НГ (ЦПМ + СМ + ГИС + ГСР),

где: БУЗ & У - базовые универсальные знания и умения; М - мир; Ч - человек; О - общество; НГ - новая генерация; ЦПМ - целостное представление о мире; СМ - системное мировоззрение; ГИС - готовность к дальнейшей интеграции в социум; ГСР - готовность к самореализации

Особенности организации учебно-методического процесса

Система работы в модуле

Каждый учебный модуль состоит из тематических блоков, формы проведения занятий разнообразны и соответствуют основной направленности отдельного блока и модуля в целом. Предусматривается проведение в рамках блока и соответствующего модуля тематической серии занятий, проектов, в разнообразных увлекательных формах, как например экспедиции, путешествия, исследовательские проекты и т.п Структурная схема выглядит следующим образом: Модуль…Блоки…Проекты ( Путешествия, Экспедиции и т.д.).

Например,

Модуль 1 «Мир»,

блок 1.1.Происхождение Вселенной.

Проекты:

1.1.1.Путешествие в глубины вселенной. Начало мироздания,

1.1.2. Наша солнечная система и т.д.

Проекты подготавливаются всем коллективом преподавателей с учётом интересов и потребностей участников. Итогом проекта, тематического блока и модуля в целом является презентация знаний в таких разнообразных формах как интеллектуальная игра, викторина, дискуссия, вернисаж, конкурс, конференция, демонстрация научных экспериментов, а также творческие отчёты по отдельным темам, о проведенных экскурсиях, выставки изготовленных в ходе проекта фото- и видеоматериалов, творческих работ участников и т.п. Важной составляющей итогового мероприятия является его обязательная соревновательная часть. Подогреваемые интересом и духом соревнования учащиеся получают качественно новую мотивацию и стимулы к приобретению, применению и демонстрации знаний. Модель «ЭВОЛШ» позволяет полностью отказаться от системы домашних заданий. Кроме того подготовка к разнообразным конкурсам мобилизует участников, способствует процессу повторения и углубления изученного материала. На открытую презентацию итогов проекта приглашаются родители, родственники и друзья участников, представители общественности. Участие в мероприятиях такого плана повышает самооценку учащихся, их уверенность в собственных силах и возможностях.

Виды учебной деятельности

Учащимся предлагается следующие виды учебной работы в модуле:

  1. Интеллектуальный, который предполагает поиск информации, анализ и систематизацию теоретического материала, проведение экспериментов и исследований.
  2. Творческий, который создаёт условия для ознакомления с отражением данной темы средствами литературы и искусства.
  3. Практический, который предусматривает разнообразные возможности переработки изучаемого материала и воплощения собственных идей в соответствии с тематикой модуля.

Мастерская проекта: изготовление поделок, макетов, моделей, составление кроссвордов, загадок, игр. Самовыражение в ритмике, танце, музыке, литературе, в рисунке, фотографии и т.п. Длительность, очерёдность или чередование видов работы определяет учащийся, возможна консультация учителя. Помимо этого предусмотрено изучение языков, получение компьютерных знаний, занятия спортом. Факультативно могут быть предложены по мере спроса углублённые курсы по отдельным научным направлениям. Модель «ЕВОЛШ» приемлема для школы любого типа. Наиболее успешно можно внедрить эту систему обучения в школе полного дня, которая сейчас активно распространяется в Европе.

Формы работы

Работа участников проекта ведётся индивидуально, в группах и путём организации совместных занятий.

Принципы организации самостоятельной работы

Основное время в оранизации учебного процесса отводится самостоятельной исследовательской, экспериментальной и творческой работе учащихся. Учебная программа определяет общее направление, стратегию обучения. Тактические шаги, такие как последовательность изучения материала и темп обучения, определяет учащийся.

Процесс обучения организован в «ЭВОЛШ» по принципу всемирной паутины или мирового информационного пространства. Памятки, схемы, маршрутные листы и т.п. являются векторами, путеводителями в самостоятельной работе. Путём зрительного выделения базовых понятий намечается возможное направление исследования. По этим проблемам предоставляется развёрнутая информация с указанием различных источников и материалов. Рабочее место учащегося оснащено таким образом, что он может самостоятельно найти ссылки на различные информационные и медиаисточники по углублению базовых понятий и тем; подготавливаются также материалы для соответствующих экспериментов и творческой переработки изученного.

Таким образом, каждый учащийся «ЭВОЛШ» может найти оптимальные условия для занятий, исходя из собственных интересов и возможностей, составляя свои логические цепочки и обогащая других участников проекта во время общих собеседований и итоговых конференций.

Типы совместных занятий в рамках модуля

Участникам проекта предоставляется также возможность объединяться в группы, которые формируются учащимися по интересам, в зависимости от актуального направления исследования и степени усвоения материала, состав и количество участников изменяется спонтанно по мере спроса и необходимости. Модель «ЭВОЛШ» предусматривает проведение разнообразных совместных занятий для всех участников проекта, как например:

  • вводные тематические занятия с целью ориентации в теме и направлениях возможных исследований;
  • организационные занятия с целью ознакомления с предполагаемыми видами и форами работы, подготовки к проведению совместных мероприятий;
  • регулярные собеседования участников проекта о проделанной работе с целью обмена опытом;
  • экскурсии, игры, дискуссии, DVD- просмотры и т.д.;
  • заключительные мероприятия пи итогам работы в проекте, блоке и модуле.

Гибкая и подвижная структура учебного процесса предполагает проведение разнообразных по теме и характеру мероприятий, как запланированных заранее, так и проводимых по мере целесообразности. «ЭВОЛШ» служит учебной площадкой для тренировки навыков и умений с ориентацией в будущее. Работа в группах и участие в совместных мероприятиях способствует формированию коммуникативных способностей и социальных компетенций, таких как взаимопонимание и поддержка, а также служит цели самоконтроля и самооценки учащихся.

Задачи и функции педагогического коллектива

Творческое сотрудничество - главный принцип работы. Учителю предоставляются ориентировочные учебные планы и разнообразные всеохватывающие методические разработки для организации работы учащихся в модулях, проведения тематических проектов. Наряду с этим предполагается активное творческое взаимодействие всего педагогического коллектива, с учётом конкретной ситуации и профиля школы, уровня подготовки и интересов учащихся. Каждый учитель вправе реализовывать свой творческий потенциал и воплощать своё видение в реализации проектов, что является залогом успешной организации учебного процесса в целом. Функции коллектива, как и каждого учителя в отдельности многообразны: совместные обсуждения вопросов планирования, подготовки и проведения проекта; изготовление путеводителей, памяток, схем для учащихся; оснащение необходимыми материалами места работы участников соответствующего проекта; распределение ответственности и участков работы и т.д.

Система наблюдения и руководства процессом обучения

В «ЭВОЛШ» создаётся благоприятная атмосфера для совместной работы ученика и учителя как равноправных партнёров. Готовность учителя действовать предусмотрительно, в соответствии с интересами и потребностями учащегося, является основным условием организации учебного процесса. Ненавязчивое руководство процессом обучения благоприятствует успешному развитию природного потенциала учащегося, оптимальному приложению его способностей, а также укреплению его личностных качеств. Система сбалансированных наблюдений и мотивации обеспечивает успешное участие каждого школьника в процессе обучения.

Данная модель предполагает активное наблюдение со стороны учителя за работой групп и самостоятельной деятельностью учащихся. Оставаясь как бы «за кадром», учитель готов по мере необходимости провести консультацию по содержанию работы или организационным вопросам. Путём заинтересованной беседы или дискуссии, он выясняет и документирует направление, объём выполненной работы, темп продвижения учащегося, а также переключает его внимание и мотивирует или переводит усилия школьника в другую плоскость, если замечает усталость или потерю интереса. Эта модель полностью исключает принуждение в какой либо форме и базируется исключительно на заинтересованном активном участии каждого по мере его возможностей.

Если очевидно, что ученик достиг в данный момент своего предела, то перед ним, без какого-либо негативного комментария или оценки, открываются другие пути работы в проекте, как например в творческой лаборатории или мастерской. Учащиеся, располагающие большими потенциальными возможностями, получают соответствующие рекомендации и мотивацию к углублению и расширению интеллектуальной деятельности. Каждый школьник обладает определёнными задатками и способностями, выявить и направить их соответствующее русло – важная задача учителя.

Многоуровневый подход к изучению проблемы предполагает разнообразные варианты участия, получение конкретных результатов всеми без исключения участниками проекта и их итоговую презентацию. Таким образом, данная система обучения открывает широкие и разнообразные возможности для успешной самореализации каждого ученика.

Преимуществом данной модели обучения является и тот факт, что учащиеся с разными уровнями восприятия и наклонностями не соприкасаются непосредственно в процессе работы, что исключает возникновение таких негативных явлений как комплекс неполноценности, чувство зависти и т.п. В то же время ощутимые и разнообразные итоги совместного участия способствуют признанию со стороны сверстников, учителей и родителей и оказывает благоприятное воздействие на формирование личности. Результаты текущей работы обсуждаются исключительно внутри педколлектива с целью направить школьника, исходя из его индивидуальных возможностей а также оптимальной корректировки работы групп учащихся. Регулярное проведение совещаний с целью обмена информацией о ходе проекта, о степени творческой активности участников и результатов их исследований, о целесообразности организационных изменений - важное условие для сбалансированной учебной работы. Такая гибкая система позволяет осуществлять своеобразный педагогический контроль с целью поощрения учащегося и оказания ему всесторонней поддержки. Педагогическая деятельность согласно данной модели обучения требует от учителя чувства такта, солидарности с учащимися и нацелена на формирование целенаправленной, гармоничной и самодостаточной личности.

Способы мотивации школьников

Данная учебная модель позволяет полностью исключить систему оценок, так как здесь задействованы совсем иные, естественные рычаги мотивации, которые мобилизуют школьника и обеспечивают его активное участие. Высокая мотивация в «ЭВОЛШ» обеспечивается за счёт следующих факторов:

  • интерес к тематике и процессу обучения;
  • направленность, структура и содержание модулей обучения ориентированы на потребности человека;
  • увлекательные и разнообразные формы обучения;
  • активное и равноправное участие каждого участника в планировании и организации работы на всех стадиях работы;
  • возможность самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • свобода в определении направления, последовательности, темпов работы;
  • возможность обмена опытом, самостоятельного выбора и замены партнёра или группы для совместной работы;
  • возможность выбора способов творческого самовыражения;
  • партнёрский стиль взаимоотношений с учителями;
  • творческая дружественная атмосфера взаимопонимания и поддержки;
  • возможность демонстрации знаний, разнообразных и разноплановых результатов работы на итоговых мероприятиях;
  • дух соревнования при подготовке и участии в конкурсах, играх и т.п. {/mosregread}

Организация и проведение проекта.

Примерная схема

Используемые материалы: Энциклопедии и справочники; карты и атласы; набор соответствующих материалов для экспериментов из школьных лабораторий. DVD, CD, видеофильмы; записи теле- и радиопередач соответствующей тематики, интернет для поиска информации; по необходимости бинокли, телескопы, микроскопы и т.п.; альбомы для зарисовок, принадлежности для черчения и рисования, инструменты для изготовления поделок, научно - популярная и художественная литература, музыкальные инструменты. Экскурсии: вечера наблюдений звёздного неба, посещение планетария, обсерватории, музея, картинной галереи, театра, научно- исследовательского института, производства и т.д.

Этап 1. Планирование, организация, мотивация.

Шаг 1. Вводная беседа при участии учителей-предметников с целью выяснения, какими знаниями обладают учащиеся по теме, уровня их знаний и диапазона интересов. Возможен совместный просмотр фильма по теме с последующим обсуждением. Сбор вопросов учащихся для консультаций по мере необходимости. Мотивация к путешествию в неизведанное.

Шаг 2. Обсуждение организационных вопросов: планирование целей, содержания, формы и этапов работы, видов деятельности, способов получения и творческой переработки информации, проведения совместных мероприятий.

Шаг 3. Планирование работы: индивидуальной и в группе. Распределение сфер деятельности и заданий в соответствии с интересами и потребностями участников. Просмотр необходимых материалов.

Этап 2. Основной этап работы. Самостоятельная исследовательская деятельность. Работа творческих лабораторий. Возможность получения консультации преподавателя предметника по теоретическим вопросам, в ходе проведения экспериментов и выполнении творческих работ. Составление конспектов, схем, словарей, кроссвордов, загадок, игр. Изготовление поделок, рисунков, макетов, моделей и т.п.

Этап 3. Публичный отчёт о проекте. Проведение викторин, познавательных игр, творческих отчётов, демонстрация научных экспериментов, перечня найденных в интернете сайтов, аннотаций прочитанных книг , изготовленных моделей, рисунков, демонстрация спектаклей, музыкальных и поэтических находок и т.д.

Таким образом, система «ЭВОЛШ» основывается на новом видении в отборе, структурировании материала и организации учебного процесса. Новая модель обучения призвана формировать системное мировоззрение учащихся как представителей новой эпохи.

Удовлетворение природного интереса к окружающему миру, являясь целью обучения, служит также критерием для отбора и комплектации учебного материала. Интегральные тематические модули объединяют все фундаментальные знания в единое целое и охватывают во всей полноте и целостности те знания и опыт, который необходим молодому поколению. Основанная на интеграции разнообразных знаний и умений, эволюционная модель позволяет обеспечить новое содержание и придать логику процессу обучения в целом.

Разнообразные виды и увлекательные формы работы делают базовые системные понятия и закономерностей доступными пониманию и восприятию учащихся. Глубокое проникновение в сущность и взаимосвязи процессов и явлений способствует формированию глобальных мыслительных процессов. В ходе обучения происходит естественное и прочное усвоение разнообразных знаний и умений и формирование на этой основе целостных представлений о мире. Модель «ЭВОЛШ» предусматривает активную заинтересованность учащихся как главное условие и гарантию успеха обучения.

Литература:

  1. Капра. Ф. Скрытые связи. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.- 336 с.
  2. Кун. Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975. - 288 стр.
  3. Уилбер. К. Краткая история всего. – М.: АСТ: Астрель, 2006. - 476 с.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить