TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе PDF Печать E-mail

Журнал "Муниципальное образование:инновации и эксперимент" № 2 (2011)
Раздел: Теория и практика управления инновациями, стр. 3-9

Лазарев Валерий Семенович
академик РАО
доктор психологических наук
директор Института инновационной деятельности
в образовании РАО
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе

 

Отечественное общее образование входит в период смены принципи-альной модели своего функционирования. Необходимость этого назрела давно, уже несколько десятилетий теоретики констатируют кризисное состояние школы, однако практики упорно не соглашается с этим. И хотя в 1990-е годы и первое десятилетие 2000-х годов в школах происходили изменения, но ни их темп, ни содержание не отвечали объективным потребностям общества и государства. Результаты международных сравнительных исследований по программам TIMS и PISA, результаты сдачи ЕГЭ по-прежнему свидетельствуют о кризисном состоянии российской школы.

Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может. Она по-прежнему реализует ассоциативно-репродуктивный принцип обучения и не развивает у учащихся деятельные способности, необходи-мые выпускникам школы, чтобы познавать этот динамично изменяющийся мир, осмысленно самоопределяться в нем, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. Этот порок массового образования, детально проанализированный отечественными учеными еще несколько десятилетий назад, остается неизжитым и по сей день.

Современное состояние школы не удовлетворяет общество и государство. От нее требуют качественного обновления, не удовлетворяясь ни ее сегодняшним состоянием, ни происходящими в ней переменами. В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" определены стратегические цели и задачи развития образования к 2025 году. Предусматривается, что российское образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества. Однако в массовом сознании педагогической общественности нет понимания необходимости качественного изменения в своей деятельности. Опросы директоров школ показывают, что только около пятой части из них считают, что в системе школьного образования нужны крупные качественные изменения, а остальные не видят необходимости в этом, причем чуть менее трети считают, что нужны лишь небольшие "косметические" улучшения. С принятием нового Федерального государственного образовательного стан-дарта (в последующем ФГОС) общего образования ситуация радикально изменяется. Введение нового стандарта ставит школы перед необходимо-стью принципиального изменения своей образовательной деятельности.

В отличие от действовавшего прежде, новый стандарт устанавливает требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным;
  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт ориентирует на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно-репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах.{mosregread}

Уже требования к предметным результатам качественно отличаются тем, что устанавливают необходимость приобретения учащимися опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Требования же к достижению метапредметных результатов в большей части устанавливаются впервые.

Согласно ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятия-ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Почти по каждому из перечисленных пунктов можно констатировать, что соответствующие цели ранее не ставились, в образовательных программах не было соответствующего содержания и у педагогов не сформированы необходимые компетенции.

Достичь требуемых ФГОС результатов образования на основе сего-дняшнего содержания образовательных программ и ассоциативно-репродуктивной технологии обучения невозможно. Таким образом, введение нового стандарта образования требует взаимосвязанных качественных изменений во всех компонентах образовательной системы школы, т.е. необходимость системной модернизации. Для успешного решения таких сложных задач опоры на опыт, здравый смысл и интуицию совершенно недостаточно, нужно применять специальные технологии инновационной деятельности.

Однако практика инновационной деятельности основной массы школ свидетельствует, что для нее характерны несистемность, нерегулярность, ориентированность на устаревшие образовательные модели, малый горизонт планирования, низкая включенность учителей в выявление и решение проблем образовательной деятельности школы, не использование уже существующих в культуре методов инновационной деятельности, опора в постановке и решении задач развития школы в основном на интуицию и здравый смысл1 . Инновационная деятельность в школах нуждается в качественных изменениях не меньше, чем образовательная. На научное обеспечение ее совершенствования направлены исследования и разработки, проводимые сегодня в рамках новой научной дисциплины – "Педагогической инноватики". Хотя полученные в ней достижения еще скромны, однако то, что уже наработано, при грамотном применении, способно существенно повысить эффективность процессов развития школ.

В конце 1990-х – начале 2000 годов автором этой статьи была разработана модель системного развития школы, названная системой П (Прогнозирование. Переоценка. Проблематизация. Проектирование. Планирование. Побуждение. Преобразование.)2 . Полагаю, что ее применение для планирования и осуществления действий по введению ФГОС позволит сделать этот процесс более целенаправленным, скоординированным и эффективным. В этой статье я хочу показать, как принципиальная схема системы П может быть спроецирована на введение ФГОС общего образования в школе.

Система П базируется на общих принципах системного подхода к развитию организаций и программно-целевом методе управления измене-ниями. Процесс развития образовательной системы школы в ней рассматривается как процесс выявления и решения проблем. Проблема – это такая ситуация деятельности, в которой выявлено несоответствие между тем, что есть, и тем, что требуется, и неизвестен способ устранения этого несоответствия. ФГОС, определяя требования ко всем основным компонентам образовательной системы школы, по сути задает ее обобщенную нормативную модель. Различия между действующей образовательной системой и той, которая задается ФГОС, составляют содержание проблемы. Чтобы ее решить нужно спроектировать модернизированную образовательную систему конкретной школы, исходя из требований ФГОС, спланировать и реализовать комплекс действий, обеспечивающих переход от существующей образовательной системы с ее результатами, образовательными процессами и условиями их реализации – к модернизированной (рис. 1).

Существующая образовательная система


Рис 1. Принципиальная модель введения ФГОС в школе

Образ желаемой образовательной системы и план действий по переходу от существующей системы к желаемой представляет собой модель решения проблемы – программу развития школы. Программа призвана служить инструментом управления процессом изменений. Чтобы быть способной выполнять это свое назначение она должна определять:

  • проблемы, на решение которых она ориентирована;
  • общие цели изменений образовательной системы школы;
  • проект желаемой (создаваемой) образовательной системы;
  • новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;
  • стратегию осуществления изменений;
  • проекты осуществления частных изменений;
  • ресурсное обеспечение программы;
  • кадровое обеспечение программы;
  • механизмы контроля и регулирования процесса реализации программы.

 

В процессе разработки и реализации программы развития школы выделяются шесть стадий:

  1. Проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности школы.
  2. Проектирование желаемой образовательной системы школы.
  3. Разработка стратегии перехода от существующей образовательной системы к желаемой.{/mosregread}
  4. Разработка частных внедренческих проектов.
  5. Осуществление преобразований.
  6. Оценка и институализация изменений.

 

Стадия проблемно-ориентированного анализа образовательной системы школы. В ходе ее выполнения должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого должно быть определено, какие изменения требуется произвести в целях образования, в учебном плане, в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности, в образовательных технологиях, в условиях реализации образовательных программ, в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

В результате сравнения требований стандарта к каждому названному компоненту образовательной системы с тем, что имеется фактически, долж-ны быть сделаны выводы:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

 

На первом шаге анализа определяются необходимые изменения в образовательных целях. При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  • какие из них ранее не ставились;
  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

{mosregread}На втором шаге анализа выявляются изменения в структуре образовательного процесса, определяемые учебным планом начальной ступени школы. Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана школы. Поэтому сначала необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых вариантов БУПа. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа выявить необходимые изменения:

  • в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);
  • в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. В результате анализа должны быть сделаны выводы о том:

  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;
  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;
  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Из сравнения требований стандарта и используемых школой образовательных технологий должны быть определены:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;
  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;
  • новые технологии и формы обучения, которые нужно ввести.

 

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС.

На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

В процессе анализа особое внимание следует уделить целям, содержанию программ и технологиям формирования универсальных учебных действий, поскольку именно по этим пункта будут наибольшие расхождения между существующими в школах образовательными системами и требованиями стандарта.

Стадия разработки проекта модернизированной образовательной системы школы. На этой стадии программирования введения ФГОС должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.

В ходе проектирования, для каждого выявленного на стадии анализа несоответствия существующей образовательной системы требованиям ФГОС должен быть определен способ его устранения. В табл. 1 приведен фрагмент решения такой задачи. Результатом проектирования будет образовательная модель начальной ступени школы определяющая:

  • состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;
  • состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
  • перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
  • перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  • перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
  • перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

Стадия разработки плана-графика модернизации образовательной системы школы. Достижение целей внедрения всякого новшества в большой степени зависит от того, как спланирован внедренческий процесс. Культура планирования в большинстве российских школ находится на низком уровне. Это обнаруживается уже при первом знакомстве со школьными программами развития, программами экспериментальной работы, планами воспитательной работы и др.

План – это модель деятельности, определяющая совокупность действий и связей между ними, реализация которых позволит достичь желаемого результата (цели).

Назначение плана в том, чтобы:

  • устранить отрицательный эффект неопределенности;
  • сосредоточить внимание на главных задачах;
  • добиться экономичного функционирования;
  • облегчить контроль;
  • облегчить координацию.

Таблица 1. Способы устранения выявленных на этапе анализа недостатков образовательной системы (см.в печатной версии журнала).

План выполняет функции средства контроля за ситуацией и ее анализа; он необходим, для того, чтобы как можно раньше начать реагировать на нежелательные изменения. Особо важное значение план приобретает когда во внедрении новшества участвует много исполнителей. Тогда он становится средством согласования и координации их действий.{/mosregread}

Чтобы план внедрения новшества мог эффективнее выполнять свое назначение, он должен отвечать определенным требованиям:

  1. обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленной цели;
  2. устанавливать связи между действиями и тем самым обеспечивать их скоординированность и согласованность по содержанию и срокам выполнения;
  3. быть реалистичным с точки зрения ресурсного обеспечения и сроков реализации;
  4. обладать чувствительностью к сбоям, т.е. возможным отклонени-ям от запланированных целей за счет контролируемости процесса по промежуточным результатам;
  5. быть рационально детализированным, т.е. устанавливать такой временной интервал между контролируемыми промежуточными целями, когда оптимизируется соотношение между затратами усилий на контроль и его результативностью.

Наиболее сложно при планировании инновационных процессов достичь полноты состава действий. "Забывание" каких-то действий приводит к значительному увеличению длительности реализации нововведений. По мере выполнения работы, неполнота действий обнаруживается, и план существенно дорабатывается и изменяется по ходу выполнения. Например, если осваивается новая педагогическая технология, но в плане забыта необходимость обучения учителей на специальных курсах, то внедрение новшества может быть отложено на целый год, так как нужно подстраиваться под сроки проведения соответствующих курсов.

В ходе введения ФГОС потребуется параллельно выполнить много изменений, которые должны быть согласованы по содержанию и срокам. Без тщательно проработанного плана добиться этого будет невозможно.
В табл. 2 приведен фрагмент плана–графика изменений в предметной области "Математика", представленный в табличной формой. План может быть представлен также в форме ленточной диаграммы Ганта. С помощью планирования по методике Гантта можно добиться не только реалистичности плана по срокам, но и сокращения сроков исполнения планов. Ленточная диаграмма обладает тем преимуществом по сравнению с табличной формой, что позволяет видеть связи между действиями.

{mosregread}Таблица 2. Фрагмент плана-графика введения нового стандарта в школе (см.в печатной версии журнала).

Стадия реализации запланированных изменений в образователь-ной системе образовательного учреждения.

Для реализации запланированных нововведений в образовательной системе необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления изменениями, включающий:

  • механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
  • механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
  • механизм выработки решений по корректировке планов.

Различают два типа механизмов контроля: реактивный и опережающий.

Реактивный контроль дает информацию о том, что уже произошло. Он ориентирован в прошлое. Примером такого контроля может служить отчет сотрудника о проделанной работе. При реактивном контроле руководитель узнает о событиях, требующих от него реагирования, после того, как они произошли. Это распространенный, но не эффективный способ контроля.

Опережающий контроль ориентирован в будущее. Он основывается не только на данных о том, что было, но и на прогнозе того, что следует ожидать. Он требует от руководителей реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может произойти. Механизм контроля процессов изменений следует строить как опережающий. Для этого при осуществлении контроля руководителю нужно получать следующую информацию:

  • какие работы должны были быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально;
  • в какие сроки предполагается выполнить своевременно не завершенные работы;
  • какие решения и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ;
  • ожидается ли завершение ведущихся работ в сроки, установленные в единичных проектах, или по каким-то работам уже возникло напряженное положение.

Контроль, чтобы быть эффективным:

  • не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику.
  • должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
  • результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
  • исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.

Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Если в ходе контроля будут выявлены отклонения реального хода работ от запланированного, может быть принято решение об устранении этих отклонений или же о корректировке самих планов. При разработке системы регулирования хода работ по проекту модернизации образовательной системы школы необходимо определить: кто и какие решения по результатам контроля может принимать.{/mosregread}

Реализация описанной модели введения ФГОС предполагает включение в этот процесс всех педагогов, чью деятельность это будет затрагивать. Чтобы такое включение было эффективным, оно должно быть хорошо организованным. Для этого нужно построить соответствующую организационную структуру, в которой будет определено кто, за что отвечает, кто с кем взаимодействует. Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких структур проектного типа. Они действую на время реализации инновационных проектов, а по окончании расформируются.

Администрации школы, целесообразно создать Совет по введению ФГОС нового поколения, призванный обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива. Одновременно следует создать рабочую группу по разработке и реализации программы введения ФГОС. В состав этой рабочей группы следует включить всех педагогов, работающих в начальных классах. Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Они должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. Внутри рабочей группы на разных стадиях работы целесообразно вы-делять микрогруппы из 2-3 человек. Микрогруппы в рамках разработки программы введения ФГОС могут разрабатывать программы частных инновационных проектов, например модернизация системы преподавания в предметной области "Математика" или какой-то другой.

Реализация описанной принципиальной модели введения ФГОС позволяет сделать работу педагогического коллектива школы целенаправленной и организованной, но не жестко алгоритмизированной. Она предполагает творческий подход к созданию обновленной образовательной системы школы. Она также предполагает, что участники этого процесса обладают необходимыми компетенциями.

***

Апробация описанной модели введения ФГОС показала, что персонал школ испытывает значительные трудности, обусловленные, во-первых, невладением технологиями инновационной деятельности, а во-вторых, невладением образовательными технологиями, применение кото-рых предполагает стандарт. Как отмечают учителя, даже когда они на курсах повышения квалификации получают информацию о каких-то новых технологиях образования, эта информация дает лишь самые общие представления об этих технологиях. Она недостаточна для овладения ими. Если процесс введения ФГОС будет плохо организован и обеспечен методически, возникнет соблазн (учитывая давление сверху) свести дело к подготовке нужных "бумаг" и "покраске фасадов". Если это произойдет, то противоречия между школой и обществом будут только обостряться. Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа.


1Анализ практики инновационной деятельности школ см. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М.:Центр педагогического образования, 2008, глава 2.

2См. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002; он же Управление инновациями в школе. – М.: Центр педагогического образования, 2008