Инновации и эксперимент в образовании

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" №4 (2011)

ОбложкаЖурнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ

В журнале размещена статья победителя конкурса "Элита российского образования - 2010" Коробовой Галины Геннадьевны "Невероятные состязания мишки и мышки".

В номере

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Сиденко Е.А.  Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС

В данной статье автор знакомит читателей с применением методики «Зеркало инновационных преобразований в практике», которая помогает структурировать работу над любым проектом. Методика позволяет легко планировать решение профессиональных проблем и задач, возникающих в практике педагогов в условиях введения ФГОС. Автор рекомендует использовать материал статьи завучам, руководителям методических объединений, занимающимся проблемой внедрения ФГОС второго поколения для организации работы школьных команд

Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем

В статье анализируются такие стороны деятельности учителя и его взаимоотношений с учениками, которые выступают на первый план в случае признания за учеником права на свободный выбор направления своего развития. Такой подход отрицает практику «привития» способностей за счет обезличивания индивидуальности учеников.

Золотая И.Г. Развитие мышления на уроках математики

В статье рассматривается понятие мышления, виды мыслительных операций, возможности развития мышления через применение задач в эмпирических, абстрактных и теоретических понятиях. Автором предлагаются задачи, которые способствуют развитию мышления.
Васильева И.Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе

В статье раскрываются особенности обучения младших школьников различным речевым жанрам, повышения их речевой культуры, развития умения ставить коммуникативные задачи в различных речевых ситуациях и эффективно их решать. 

Мурушкина Т.И. Особенности работы по учебнику Л.Г. Петерсон в начальной школе

В статье представлены способы работы с учебником Л. Г. Петерсон в начальной школе. Автор показывает как с помощью заданий из учебника развиваются психические процессы внимания, памяти, речи, мыслительных операций, пространственного представления, пространственного и образного мышления у младшишкольников на уроках математики.

Бойко Н.Л. Урок физики по теме: «Реактивное движение» (10 класс)

В разработке урока представлены различные учебные ситуации, которые активизируют действия учащихся через деятельностный подход в обучении.

Уроки по предметам

Корчагина Г.А. «Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач». Сценарий урока математики для 4 класса.Сценарий урока письма для 1 класса

В статье представлен сценарий урока математики в 4‑м классе по программе «Школа‑2100», построенного с применением информационных технологий. Автор показывает, как научить школьников применению алгоритмов для решения задач, а также раскрывает способ формирования универсальных учебных действий.

Шеменёва Н.С. Герменевтический подход к обучению на уроках русского языка

В статье автор рассказывает об использовании герменевтического подхода к анализу текста. Раскрываются особенности формирования коммуникативной компетенции школьников и способы овладения умением понимать текст и работать с информацией

Якубова Н.В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся

В статье показана возможность достижения высокого уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся как метапредметных и личностных результатов освоения учащимися образовательной программы на уроках иностранного языка.

Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие текста, дается классификация этапов работы с текстом, приводится приемы устранения трудностей при чтении текстов на уроке иностранного языка.

Мисюля О.Л. Урок – игра «Сто к одному»

В статье дается план урока информатики для 8 класса, на котором учитель осуществляет повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Представление информации» в игровой форме. Автор показывает, как происходит стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Информатика» с помощью системно- деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность

Коробова Г.Г. – Невероятные состязания мишки и мышки

Автор рассказывает о своем опыте работы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта в младших классах на примере формирования универсальных учебных действий. В работе рассказывается об организации проектной деятельности в начальной школе, в ходе которой учащиеся приобретают опыт работы с информацией: осваивают способы ее поиска, оформления и презентации.

Пахомов В.И., Пахомова Т.Н. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Авторы делятся опытом создания методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.

Лихачева Т.Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

Автор делится своим опытом формирования познавательных универсальных учебных действий на примере работы с информацией в тексте. В статье рассматриваются этапы работы с текстом с целью наиболее эффективного извлечения информации.

Вердиян Л.Н. Абрамян Е.Л. Сценарий «Есенин и Кавказ»

Данная статья знакомит учащихся с кавказским периодом жизни и творчества С. А. Есенина. В статье представлен богатый материал, который знакомит учащихся с адресатами лирики поэта. Проводится заочная экскурсия по местам пребывания С. А. Есенина в тот период.

Беденко И.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой

Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность.