Строим школу социального успеха

Что такое социальная успешность и как ее достичь в школе?

Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.

В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях – личностном и деловом. В школе его времяпровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а деятельность становиться социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социальнозначимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к школе, как социальному институту, а через него и к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Детям самостоятельно трудно выделить причины социальной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутриличностных оснований социальной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности социальной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует достижению социальной успешности. Именно поэтому. Переходя на инновационный путь развития, педагогический коллектив МОУ «средняя общеобразовательная школа № 29» г. Ульяновска поставил перед собой задачу построения образовательной среды, способствующей социальной успешности школьников, задачу создания «школы социального успеха» в общеобразовательной школе для своих учеников.

{mosregread}Свою работу мы строили, опираясь на научные представления об успехе вообще и успехе в социальнозначимой деятельности, в частности. Содержание социального успеха определяется востребованностью человека в обществе, соответствием его возможностей особенностям развития общества и его запросам. Сегодня мы живем в обществе, осуществляющем переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, в обществе, где увеличивается значимость социальных отношений, взаимодействия, достижения успеха в социально значимой деятельности, самостоятельного решения жизненных проблем. Возрастает ответственность человека за свое собственное благополучие и благополучие жизни на земле в целом. Все больше востребованы умения эффективного взаимодействия, способности реализовывать социально значимые цели, решать жизненные проблемы. Востребован человек, обладающий этими умениями.

Социальную успешность мы понимаем как наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем.

Чтобы создать условия для достижений, мы выделили сферы социально-значимой деятельности, где школьник может достигнуть успеха.

На каждого своего гражданина общество возлагает трудовые обязанности. Человек как общественный субъект может реализоваться в профессии. Если человек достигает успехов в профессиональной деятельности, становиться ценным специалистом, признанным мастером своего дела, да еще получает удовольствие от профессиональной деятельности, то такой человек, безусловно, является социально успешным. Для достижении такого успеха необходимо определиться с выбором подходящей для личности профессии. И пусть школьник пока еще не занимается профессиональной деятельностью. Процесс выбора сферы профессиональной деятельности начинается уже в школе, где личность знакомиться с основами различных наук и их применением в профессиональных сферах. Профессиональное самоопределение осуществляется личностью в школьном возрасте, оно тесно связано с учебными успехами ученика.

Наиболее значимой для учащегося сферой жизнедеятельности является учебная деятельность. Данная деятельность является социально значимой, так как отражает задачи общества, поставленные перед каждым его членом в соответствующем возрасте, характеризуется социальной оценкой и значимым, общественно ценным результатом, а также организуется посредством социального института – школы. Социальные обязанности граждан по вхождению в культуру общества посредством освоения системы знаний, умений и навыков реализуются в учебной деятельности. Для достижения успеха в учебной деятельности школьнику необходимо овладеть основными компонентами учебной деятельности, выработать ее индивидуальный стиль.

К сожалению, в силу самых различных обстоятельств, не все учащиеся могут достичь одинаковых успехов в учебной деятельности. Да и успешность в учебной деятельности не всегда однозначно определяет социальную успешность ученика в других видах социально значимой деятельности. Кроме учения школьник вовлечен в социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – это особый вид деятельности, позволяющий реализовать задачи совместной деятельности. Социально успешным может быть только человек, умеющий налаживать отношения с другими людьми, удовлетворенный своим социальным взаимодействием. Значимыми умениями в данном контексте являются коммуникативные умения школьников, навыки сотрудничества.

Специфической сферой взаимодействия человека, обеспечивающей переживания личного счастья является круг близких людей, и прежде всего семья. Доверительные отношения с близкими людьми, взаимопонимание, успешность родительских ролей – важнейшие составляющие социальной успешности. Успешная реализация роли семьянина, супружеских и родительских ролей зависит от готовности человека к их реализации, которую он приобретает уже в детском возрасте по влиянием как опыта жизнедеятельности в собственной родительской семье, так и через специальное обучение,. которое может быть организовано в школе.

Особую роль во взаимодействии человека с другими людьми играют навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях, способности к решению проблем. Умение справляться с трудностями имеет значение как для успешности в учении, общении, сотрудничестве, так и обеспечивает возможности самореализации личности в обществе.

Еще одной сферой социально значимой деятельности является внеучебная деятельность, так называемая досуговая сфера. Для социальной успешности важны как наличие хобби, так и возможности продемонстрировать его проявления. Наличие у школьника «дела для души» позволяет реализовать потребность в признании, а достижение в нем успехов обеспечивает переживание социальной успешности.

Учитывая естественную потребность человека в признании, нельзя обойти вниманием и такую важную сферу социального самопроявления человека как общественная деятельность. Проявляя общественную активность, учащийся получает возможность обнаружить и развить все имеющиеся у него способности. Общественная работа позволяет личности максимально реализовать общественную полезность, принести конкретную общественную пользу и почувствовать себя социально успешным. И, наконец, еще одной важнейшей сферой проявления социальной успешности является сохранение и укрепление здоровья. Только здоровый человек способен достичь каких-либо значительных успехов в профессии, учебе, общественной жизни и т.д. Ощущение полноты жизни невозможно, если нарушено физическое или психологическое благополучие личности. Социальная успешность связана с установками на здоровый образ жизни и навыками здоровьесбережения.

Описанные сферы проявления социальной успешности изображены на рис. 1.

Сферы проявления успешности личности

Достижение социальной успешности в каждой из обозначенных сфер личности определяется обретением целой системы умений. Их перечень представлен на рис. 2.

Умения, обеспечивающие социальную успешность


На основе выделения сфер достижения социальной успешности, навыков, ее обеспечивающих, а также исходя из того, что социальная успешность определяется как наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем, мы выделяем совокупность показателей, позволяющих оценивать степень достижения социальной успешности. При этом совокупность показателей включает в себя две группы признаков: внешние признаки, определяющие социальное признание и одобрение достижений, внутренние признаки, определяющие их субъективную значимость.

Показатели социальной успешности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели социальной успешности

Внешние признаки:

Внутренние признаки:

достижения в учебе

интерес к обучению

достижения во внеучебной деятельности

удовлетворенность деятельностью

общественная активность

самореализованность

социальная адаптация

решенность значимых проблем

конструктивное взаимодействие

удовлетворенность отношениями

профессионально личностное самоопределение

осмысленность жизни

семейные ценности

доверительные отношения в семье

здоровье

психологический комфорт

Достижение показателей социальной успешности обеспечивается целенаправленной работой всего педагогического коллектива. В рамках экспериментальной работы разрабатываются и реализуются авторские программы развития навыков, способствующих достижению социальной успешности. В образовательном учреждении в рамках внеучебной деятельности функционируют:
  • Школа эффективного ученика, решающая задачи формирования продуктивных приемов и способов учебной деятельности (для младших школьников);
  • Школа эффективного общения, направленная на выработку конструктивных навыков межличностного взаимодействия и навыков проблемнорешающего поведения (для подростков);
  • Школа профессионального самоопределения, обеспечивающая профессиональную ориентацию и определение склонностей и способностей учеников (для учащихся 7-9 классов);
  • Школа здоровья, формирующая ориентации на здоровый образ жизни, ведущая профилактическую работу (для всех возрастных групп);
  • Школа творчества, направленная на развитие творческих способностей учеников в студийной работе (для всех возрастных групп);
  • Школа будущего семьянина, ведущая подготовку к выполнению социальных ролей супруга и родителя (для старшеклассников);
  • Школа управления, предоставляющая возможность реализации в общественной деятельности и координирующая работу всех общественных организаций, функционирующих в школе, включая школьный парламент (для всех возрастных групп).

Работа школ строится по принципам волонтерства. Куратором школы является педагог, возглавляет ее руководитель из числа учеников, работу организует актив. Обучаются в школе представители каждого классного коллектива. Пройдя обучение, ребята организуют работу по освоенному направлению в своем классе. Таким образом, в деятельность по каждому направлению включаются все учащиеся учреждения.

Предпочтительными формами обучения в школе являются активные формы: тренинги, круглые столы, диспуты, деловые игры, проекты. Практикуются выездные сессии работы школ на базе загородных лагерей, турбаз. Большое внимание уделяется сотрудничеству с различными учреждениями города: центром профилактики СПИДа, центром социально-психологической помощи семье и детям, центром профессиональной ориентации, центром молодежных инициатив, комитетом по делам молодежи региона, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и т.п.

Эффективность работы отслеживается в рамках мониторинга качества образования в школе.

Мы выделяем два подхода к оценке эффективности деятельности школы по содействию достижению социальной успешности учащимися – диагностический, состоящий из пакета диагностических методик, адресованного отдельным участникам образовательного процесса и экспертный, представляющий набор экспертных оценок участников образовательного процесса и внешних экспертов, изучающих его состояние.

В центре диагностического подхода находится личность и, прежде всего личность школьника как «продукт» деятельности школы. Он описывает систему требований к личности школьника, отраженную в категории «социально успешная» личность.

Этот подход позволяет оценить результативность работы по изменениям, происходящим в личности ученика, определить тенденции этих изменений и, что особенно важно, соотнести происходящие изменения с идеальными вариантами, моделями и целями деятельности.

На основе выделенных нами показателей социальной успешности и личностных качеств, способствующих ее достижению на различных этапах общего образования, была построена программа диагностики. Данная программа направлена на изучение внутренних критериев социальной успешности и личностных качеств, способствующих ее достижению. При этом осуществлена критериальная конкретизация каждого показателя социальной успешности в соответствии с возрастными моделями «социально успешной личности». Подбор методик осуществляется также с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. К диагностике привлекаются школьники трех возрастных групп: младшие школьники, ученики среднего звена и старшеклассники. Диагностику проводит педагог-психолог и классные руководители.

Экспертный подход представляет собой внешнюю (объективную) оценку проявлений социальной успешности школьников, а точнее фиксирует социально одобряемые успехи в значимых сферах жизнедеятельности школьников. В качестве показателей используются объективные достижения. При этом в качестве экспертов выступают педагоги, сами школьники, их родители, что позволяет максимально учесть все сферы жизнедеятельности.

В диагностический аппарат включены диагностические методики, используемые для изучения субъективных признаков и личностных качеств, способствующих достижению социальной успешности школьников, а также экспертные листы оценки социальных достижений ученика.

Таблица 2

Диагностический показатель

Средство диагностики

достижения в учебе

Анализ успеваемости

достижения во внеучебной деятельности

Оценка достижений

общественная активность

Оценка участия в общественной жизни

социальная адаптация

Тест социально-психологической адаптации (СПА)

конструктивное взаимодействие

Тест коммуникативных умений

профессионально личностное самоопределение

Методика диагностики жизненных ориентаций

семейные ценности

Методика диагностики ценностных ориентаций

здоровье

Данные медицинского осмотра

интерес к обучению

Методика диагностики учебной мотивации

удовлетворенность деятельностью

Экспертный опрос

самореализованность

Тест ценностных ориентаций

решенность значимых проблем

Тест социально-психологической адаптации

удовлетворенность отношениями

Тест эмоционального самочувствия

осмысленность жизни

Тест смысложизненных ориентаций

доверительные отношения в семье

Тест эмоционального самочувствия

психологический комфорт

Тест тревожности

Мотивация достижения

Методика диагностики мотивации успеха-избегания неудачи

Самооценка

Тест изучения самооценки

Личностные качества, способствующие достижению социального успеха

Личностный опросник

Краткое описание используемых методик

1. Тест тревожности Филлипса. Тест позволяет определить общий уровень эмоционального благополучия человека в социуме, а также выделить и оценить отдельные факторы его определяющие (переживание социального стресса, фрустрацию потребности достижения успеха, характер взаимодействия). Важно, что тест дает возможность выявить характер эмоционального самочувствия ребенка в школе, показывающего уровень приспособления к школьной среде и окружающей действительности.

2. 16-факторный опросник личностных черт Кетелла. Тест – личностный опросник, позволяющий оценить степень сформированности личностных качеств, определяющих успешное поведение в социуме, таких как общительность, эмоциональная устойчивость, активность, социальная ответственность, совестливость, проницательность, групповая зависимость, самоконтроль.

3. Тест-опросник коммуникативных умений Ю.З. Гильбуха. Тест направлен на выявление уровня сформированности конструктивных коммуникаций школьника во взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми. Показывает степень сформированности такого важного основания социальной успешности как умение взаимодействовать с другими людьми.

4. Опросник «Мотивация успеха – боязнь неудач» А.А.Раена. Определяет ведущую мотивацию человека, направляющую поведение и дает возможность оценить степень выраженности стремления к успеху как ведущей мотивационной характеристики социально успешной личности.

5.Тест измерения самооценки Дембо-Рубинштейн. Показывает уровень самооценки школьником своей личности, степень ее адекватности, отражающую адекватность поведения в социуме, а также позволяет выявить уровень потребности в достижении как индикатор стремления к самосовершенствованию, выступающих в качестве базовых оснований социальной успешности.

6. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). Направлен на выявление жизненных смыслов человека, определение жизненных позиций, социальных ценностей. Показывает степень осмысленности жизни, наличие жизненных целей, направляющих социализацию личности в обществе, профессиональноличностное самоопределение.

7. Тест ценностных ориентаций М. Рокича, в модификации Д.А. Леонтьева. Дает возможность выявить ценности, к которым, по мнению испытуемого, есть смысл стремиться, а так же степень реализации этих ценностей. Дает возможность оценить характер стремлений испытуемых, их социальную значимость и значимость для личностной реализации в обществе, вкличая семейные ценности.

8. Тест СПА (социально-психологической адаптации личности) в адаптации Снегиревой. Дает возможность оценить степень социальной адаптивности личности, определить сферы, в которых личность реализовалась.

9. Тест учебной мотивации Гильбуха , методика эмоционального отношения к учению Д. Андреевой. Позволяют в соответствии с возрастными особенностями школьников выявить преобладающий тип учебной мотивации у школьников, интерес к учению.

Данные методики используются в строгом соответствии с возрастными особенностями учащихся, на основе возрастных моделей социальной успешности. Распределение методик для использования по возрастным группам представлено в табл. 3.

Табл. 3

Схема использования средств диагностики

Наименование методики

Группы учащихся

Младшие школьники

Подростки

Старшие школьники

 

Тест тревожности Филлипса

+

+

+

 

Тест Кетелла

+

+

+

 

Тест коммуникативных умений Гильбуха

 

+

+

 

Опросник мотивации Реан

 

+

+

 

Тест самооценки Дембо-Рубинштейн

+

+

+

 

Тест учебной мотивации

+

+

+

 

СПА

 

+

+

 

Тест СЖО Леонтьева

   

+

 

Тест ценностных ориентаций Рокича

 

+

+

Результаты диагностики оцениваются по каждому показателю социальной успешности отдельно в уровнях, предлагаемых в каждой методике. Анализ результатов проводится на основе динамики уровней у каждого ученика, количества учеников каждого уровня по классу и школе в целом. Общий уровень не выводится, так как нас интересует динамика показателей социальной успешности и личностных особенностей способствующих ее достижению.

Экспертная оценка социальной успешности и ее личностных оснований осуществляется на основе схемы оценки достижений ученика. На каждого ученика заводится экспертный лист оценки социальной успешности. К его заполнению привлекаются классный руководитель, педагог-психолог, учащийся и его родители. Множество экспертов позволяет учесть все сферы появления социальной успешности. Участие самого ученика способствует активизации его внутренних ресурсов для достижения социальной успешности.

Схема оценки достижений ученика

Критерии

Показатели (Достижения)

Успехи в учении

Успеваемость, участие в олимпиадах, конкурсах

Успехи во внеучебной деятельности

Виды деятельности, победы в конкурсах, участие в мероприятиях, интересы, хобби

Общественная активность

Общественная деятельность, роли, достижения, проявление лидерских качеств

Взаимодействие

Друзья, позитивные социальные роли в группе, семейная ситуация

Здоровье

Эмоциональное и физическое благополучие

Удовлетворенность жизнью

Субъективная оценка-характеристика качества собственной жизни учеником: Насыщенная - скучная Интересная – однообразная Хорошая – плохая Веселая – грустная Успешная - неуспешная

Личностные основания социальной успешности

Сформированность знаний, навыков, мотивов, ценностей, личностных качеств (по карте оценки).

Наличие каждого показателя оценивается в баллах:

3 – показатель выражен явно

2 – показатель присутствует раз от разу, не всегда

1 – показатель выражен незначительно, встречается редко, ситуативно

0 – показатель не выражен

Итоговая оценка производится на основе общего количества баллов.{/mosregread}

Результативность определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса и в целом по школе.

Карта оценки личностных оснований социальной успешности школьников

Компоненты

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший школьный возраст

Знания

Знание норм и правил поведения и взаимодействия школьника

Знание норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе

Знание средств и способов самореализации в обществе

Знание продуктивных приемов учебной деятельности

Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности

Дифференциация социальных сценариев

Знание особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности

Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности

Знание собственных личностных резервов, обеспечивающих социальную успешность

Навыки и умения

Сформированность продуктивных приемов и навыков учебной деятельности

Сформированность общеучебных навыков и способов учебной деятельности

Сформированность навыков самообразовательной деятельности

Сформированность навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Навыки эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности

Навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение воспринимать и понимать другого

Навыки самоконтроля

Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения

Навыки самоуправления

Навыки конструктивного поведения в трудных ситуациях

Навыки проблемно разрешающего поведения

Навыки целеполагания и построения временной перспективы. Навыки преодоления трудностей (жизненная стойкость)

Мотивы и ценности

Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении сознательными социальными нормами и правилами

Стремление к проявлению себя в социально – одобряемой деятельности

Стремление к самореализации в обществе, осмысленность жизни, наличие жизненных целей

Сформированность учебной мотивации

Положительная учебная мотивация, преобладание мотивов достижения успеха, ценность учения

Ценностное отношение к учению и познанию

Ценностное отношение к другой личности, стремление к дружеским контактам

Ценностное отношение к себе и другой личности, партнерам по общению

Принятие ценностей «я» и «другой»

Личностные качества

Высокая самооценка, удовлетворенность собой

Адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязаний

Самоуважение

Самоорганизация и саморегуляция

Ответственность, хороший интернальный контроль

Социальная ответственность, интернальный контроль по отношению к жизни

Критичное отношение к себе

Эмпатия по отношению к партнеру

Эгоидентичность

Интеллектуальная рефлексия

Поведенческая рефлексия

Личностная рефлексия

По пути создания школы «социального успеха» наш педагогический коллектив пока еще прошел не много. Впереди – модернизация учебного процесса, нацеленность каждого учебного предмета на содействие социальной успешности, создание социального партнерства и т.д. Переход в режим инновационного развития уже позволил расширить спектр образовательных услуг, повысить привлекательность образовательного учреждения среди родителей и учащихся. Главный же результат – увлеченность идеей всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, родителей, их активная включенность в жизнь школы, повышение значимости школы для каждой личности.

Буинова В.К.,
зам. директора
по научно-методической работе
МОУСОШ № 29 г. Ульяновска,

Калинина Н.В.,
доктор психологических наук,
научный руководитель
экспериментальной работы