Семинар "Метапредметная технология: опыт работы" |
Актуальность метапредметной технологии в современном образовательном пространстве округа подтверждает живой интерес к работе семинара, который прошел 18 марта 2009 года на базе ГОУ СОШ № 160 (директор Филимонова Н.В.) по теме «Новые педагогические технологии в преподавании: формирование мировоззрения». Семинар был подготовлен под руководством О.А. Кулигиной методистами Структурного подразделения гуманитарного и художественно-эстетического цикла ОМЦ (руководитель подразделения – И.В. Сапожникова). В работе семинара приняли участие учителя социально-гуманитарных предметов и заместители директора школ округа, руководители и методисты структурных подразделений ОМЦ, зав. кафедрой АПКиППРО, профессор А.С. Сиденко. В связи с потребностями развития системы образования в Северо-Западном округе города Москвы была разработана и реализуется с 2005 года программа «Проблемные технологии работы с мировоззрением молодежи» (Подпрограмма «С»), которая является частью целевой окружной программы «Северо-Западный округ – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи». В экспериментальную деятельность включились учителя истории, обществознания, литературы более 40 образовательных учреждений округа. Освоение метапредмета «Проблема» происходило как на теоретическом уровне, так и в практических мероприятиях: изучение терминологии, проведение тренингов, конференций и семинаров, апробация инновационной технологии в педагогической деятельности. Яркими событиями для учащихся и педагогов округа стали подготовленные под руководством методиста по истории ОМЦ О.А. Кулигиной открытые уроки по темам: «Эпоха Сталина: триумф или трагедия», «Красная армия: красные и белые», «Образование – перспективы развития», «Драма Н. Островского «Гроза» («бунт в курятнике» или личный протест существующей жизни)», «Современные отечественные и зарубежные историки о Великой Отечественной войне», «Распад СССР», «Что дала Руси Золотая Орда?», «Труд несовершеннолетних: право или обязанность?». В рамках семинара методистами Окружного методического центра и учителями школ № 160, 11, 80, 1515, 1944 были проведены три открытых урока по метапредметной технологии:
Итоги семинара были подведены на круглом столе. Высоко оценивая содержательную глубину и диалогическую форму ведения уроков, атмосферу детско-взрослого сотрудничества, участники семинара указывали и на сложность предварительной подготовки уроков по данной технологии. Между тем, согласно данным анкет, участники семинара единодушно отмечают его значение для распространения метапредметной технологии - к работе в экспериментальном пространстве предполагают присоединиться учителя не только истории, обществознания, литературы, иностранных языков, но и мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, географии, математики. Между тем метапредметная технология способствует преодолению в сознании школьника все еще культивируемого наукой и образованием разрыва мира на отдельные предметные области. И именно на метапредметном уровне человек может приобщиться к мысли, что мир (и человек) при всей своей противоречивости и сложности един и целостен. Какими бы разными ни были люди (в том числе, разных народов и культур), но всех их объединяет одно желание - быть понятым. Умению мыслить, понимать и сообразно этому действовать и необходимо, и возможно учиться. Попова Л.А.
|